В сентябре холдинг «Сахамедиа», в состав которого входят государственные газеты «Якутия» и «Саха Сирэ», объявил о втором этапе реформирования. Одним из самых «громких» шагов оказался переход на большие тиражи и бесплатное распространение. После этого поступило несколько тысяч звонков с просьбой оформить бесплатную подписку на издания, в итоге «Якутия» вышла тиражом 45 тысяч экземпляров, а «Саха сирэ» — 37 тысяч.
Распространение первых бесплатных номеров газет «Якутия» и «Саха Сирэ» после смены редакционной модели и дизайна стартовало на прошлой неделе. Благодаря большим тиражам республиканские издания обрели новую жизнь.
Многие читатели уже успели поделиться своими впечатлениями от первых выпусков газет в новом формате. Следить за развитием событий можно в режиме онлайн-трансляции, где мы публикуем комментарии руководителя коммерческой службы холдинга Веры Арбыкиной о том, как продвигается распространение изданий, делимся отзывами якутян, получивших свои экземпляры газет, выкладываем другую ценную информацию.
Тем не менее, решение о бесплатизации госСМИ вызвало неоднозначную реакцию среди коллег из частных изданий и общественности. Мы хотим рассказать, с чего началась нашумевшая реформа и насколько длительным был этот процесс.
Первый этап реформирования госСМИ в Якутии
Первый этап реформы государственных СМИ в Якутии завершился в июле 2016 года. Тогда генеральный директор «Сахамедиа» Кирилл Алексеев дал интервью интернет-изданию PlanetaSMI.ru, в котором объяснил, в чем заключалась суть смены формата. По его словам, предприятие состояло из разрозненных редакций — авторитетных и профессиональных, но беспомощных в новой, ежедневно меняющейся мультимедийной среде:
Перед нами стояла задача: стать реальными и конкурентоспособными игроками республиканского медийного рынка. Сделать это можно было, объединив ресурсы и модернизировав площадки. Так появился конвергентный холдинг — с двумя газетами «Якутия» и «Саха Сирэ», информационным агентством ЯСИА и суперсовременным медиа-центром.
Отметим, что эта работа была признана успешной на конкурсе «Медиа-менеджер России», по итогам которого Кирилл Алексеев завоевал главную премию за «создание успешной конвергентной редакции».
В интервью он рассказал о том, какие изменения произошли в печатных СМИ холдинга — переход от формата А2 к А3, смена стиля и оформления журналистских материалов, исчезновение избыточного и неуместного пафоса со страниц госизданий:
«Мы пошли на сокращение количества выходов: было пять газет в неделю, стало сначала четыре, потом — три. С 2017 года мы перейдем на еженедельник. Для каждого выпуска разработаны редакционная модель и система распространения.»
Второй этап реформирования госСМИ
Егор Борисов: Государственные газеты должны стать бесплатными
Прежде чем Кирилл Алексеев сообщил о втором этапе реформирования госСМИ, глава республики Егор Борисов сделал неожиданное заявление в ходе встречи с жителями села Бердигестях Горного улуса 10 сентября:
«Государственные газеты должны стать бесплатными, за счет мер оптимизации расходов их тиражи кратно возрастут. Сейчас по моему поручению прорабатываются логистика и финансовый механизм», — сообщил тогда Ил Дархан.
16 сентября и сам Алексеев подтвердил эту информацию в видео-интервью редактору приложения «Эдэр Саас» Надежде Самсоновой. Он рассказал о запланированном переходе на бесплатную модель распространения государственных газет с января 2017 года:
«Сейчас мы к этому готовимся — отрабатываем логистику, обновленные концепции наших изданий, рубрикатор, внешний вид. Рассчитываем, что газеты станут по-настоящему народными. И смысл бесплатного распространения заключается в том, чтобы охватить максимальное количество людей.»
В этот же день опубликован выпуск передачи «Акцент» с руководителем мультимедийного продюсерского центра Silamedia Оксаной Силантьевой, где она высказалась в пользу обоснованности принятого решения.
Давайте быть честными, госСМИ получают государственные дотации из бюджета, то есть их производство уже оплачено. Считаю, что эта бесплатность справедлива. Если из бюджета работа профинансирована, почему люди должны платить второй раз за эти газеты. Когда я услышала о том, что проект принят, он показался мне обоснованным и справедливым.
«Мы хотим, чтобы «Якутия» жила дольше, а к 100-летнему юбилею подошла сильной и обновленной!»
Главный редактор газеты «Якутия» Виталий Андрианов в открытом письме, опубликованном 24 сентября, подтвердил тезис о том, что читатели не должны платить за социально значимую информацию дважды: «Заплатив налоги, наш читатель уже оплатил газету и имеет право получить ее без дополнительных условий. Более того, в век интернета и сотен телевизионных каналов, когда информация в принципе стала бесплатной, у нас просто нет разумных экономических аргументов, чтобы заставить людей платить за эту же информацию в газете, пусть даже и самой интересной.»
Он подчеркнул, что в следующем году «Якутии» исполняется 100 лет: «Мы не хотим, чтобы газета пришла к этой серьезной дате в образе дряхлого очевидца старины глубокой, который мечтает только отпраздновать юбилей и, тихо зачахнув, уйти в тишину пыльных архивов и покой библиотечных стеллажей. Нет, мы хотим, чтобы «Якутия» жила дальше, а к юбилею подошла бодрой и свежей, сильной и обновленной!»
В своем письме Андрианов высказался на тему негатива со стороны коллег по журналистскому цеху, которые восприняли бесплатные газеты с небольшим скепсисом:
Мы понимаем, что многие представители журналистского цеха воспринимают бесплатные газеты больших тиражей негативно. Оно и понятно. Появление таких СМИ радикально меняет роль журналиста в нашей республике. Одно дело, когда ты пишешь для пяти тысяч человек, а другое, когда знаешь, что твои публикации увидит вся Якутия. Это огромное влияние. Но это и колоссальная ответственность. В таких условиях халтура не пройдет. Каждая строчка теперь будет на виду. И поэтому в газете мы будем бороться за качественное содержание.
Прием заявок на бесплатную подписку газет «Саха сирэ» и «Якутия»
Прием заявок на бесплатную подписку газет «Саха сирэ» и «Якутия» стартовал 27 сентября. Буквально за несколько дней операторы получили тысячи звонков от якутян с просьбой оформить подписку на 2017 год. Все подробности в видео:
Обсуждение бесплатного распространения газет на НВК «Саха»
В начале октября представители масс-медиа обсудили вопросы бесплатного распространения государственных газет в авторской программе Дмитрия Аргунова «Один из нас» на телеканале НВК «Саха». Во время эфира Кирилл Алексеев отметил, что в регионе необходимо обеспечить конституционное право граждан на бесплатное получение достоверной и качественной информации.
Проектное управление: цифровизация и оптимизация
Якутские государственные СМИ объявили о переходе на проектную модель управления
6 октября Кирилл Алексеев презентовал Союзу издателей «ГИПП» доклад, посвященный реформе холдинга: «Проектное управление: цифровизация и оптимизация».
В документе были отмечены ключевые пункты, в том числе касающиеся создания двух новых сайтов — не имеющей аналогов в республике информационной площадки на якутском языке и дискуссионного портала на русском.
Кроме того, речь шла и о переходе государственных газет на большие тиражи:
«Традиционные СМИ, печатные газеты «Якутия» и «Саха сирэ» изменят формат и будут распространяться бесплатно беспрецедентными для республики тиражами – до 50-70 тысяч экземпляров. Этот шаг уже вызвал острую дискуссию среди журналистского сообщества республики. Но позиция руководства региона и менеджмента «Сахамедиа» основана на том, что переход на бесплатную модель распространения продиктован вызовами времени».
Кирилл Викторович добавил, что новый этап реформы «Сахамедиа» потребует структурных изменений — и объединения редакций, и внедрения проектного управления.
Во-первых, в результате реорганизации будут созданы две объединенные редакции: русскоязычная и сахаязычная. Во-вторых, для оптимизации редакционных процессов и повышения качества информационных материалов холдинг внедряет проектное управление. Проектный подход подразумевает, что стратегически важные и социально значимые темы освещаются не эпизодически, а системно, в рамках приоритетных тематических проектов, реализация которых будет представлять собой отдельные информационные кампании.
«Мы благодарим всех, кто откликнулся и подписался на «Якутию» и «Саха сирэ»
Чокуур Гаврильев: Бесплатные газеты помогут возродить интерес людей к печатным СМИ
Подписная кампания на республиканские газеты «Якутия» и «Саха сирэ» завершилась 3 ноября. В первую неделю на «горячую линию» поступило около 11 тысяч телефонных звонков. Каждую минуту специалисты колл-центра принимали по девять заявок на бесплатную подписку.
Главный редактор «Саха сирэ» Чокуур Гаврильев в своем октябрьском интервью сообщал, что за две недели с начала кампании по бесплатной подписке количество заявок превышает 20 тысяч.
«Люди звонят из улусов и благодарят за предоставленную возможность. Наша подписка — адресная, по желанию читателей, которые в любой момент могут от нее отказаться», — отмечал он.
По словам главреда, такая форма доставки работает и в других регионах, прежде всего это делается для того, чтобы читатель, который отошел от печатных газет, вновь вернулся к ним. Особенно это важно для развития языка и национальной прессы.
«Мы благодарим всех, кто откликнулся и подписался на «Якутию» и «Саха сирэ». География наших подписчиков – вся республика. Отдельное спасибо сотрудникам «Сахамедиа», тем, кто принимал заявки и работал с подписчиками. 3 ноября подписка будет закрыта по всем каналам. Нам нужно время на обработку базы данных, после чего передадим ее на почту», — отметила тогда руководитель единой коммерческой службы «Сахамедиа» Вера Арбыкина.
Кирилл Алексеев: ГосСМИ должны защищать интересы якутян
В течение всего хода реформирования в адрес «Сахамедиа» и руководителя холдинга продолжали поступать гневные заявления и провокационные сообщения: «Не смогли продать и теперь раздаете», «Людям не нужна бесплатная газета», «Приезжий», неместный, без конца тут все «разваливает», после чего планирует уехать в «теплые края», «В «Сахамедиа» СМИ низкого качества, и вы сидите на шее у налогоплательщиков», «Полноценная, качественная газета никогда не будет раздаваться бесплатно», «Газеты будут пачками валяться по подъездам и государственным учреждениям», «Лучшие журналисты «Сахамедиа» массово увольняются» и так далее.
В конце октября на портале ЯСИА было опубликовано интервью Кирилла Алексеева, в котором он ответил на самые острые вопросы и вызовы оппонентов. Руководитель отметил, что высокий интерес к госСМИ со стороны коллег-частников и столь жесткая критика связаны с тем, что появление «Сахамедиа» нарушило привычное представление о том, что госгазеты — лишь бледная официозная тень.
За последние 20 лет все привыкли к ситуации, когда оппозиционные СМИ, лоббирующие интересы своих владельцев и спонсоров, – это агрессивные и яркие издания. А государственные сайты и газеты – лишь их бледная и официозная тень, неспособная конкурировать с якобы свободной прессой. С появлением «Сахамедиа» расстановка сил начала меняться. На первом этапе мы провели организационные изменения. Сейчас заявили о переменах, которые радикально затронут форматы и содержание госСМИ. Мы говорим о бесплатных, действительно народных газетах, и жители Якутии поддерживают нас.
«Сахамедиа» стало сильным конвергентным холдингом
Кирилл Алексеев: Холдинг «Сахамедиа» переходит на проектное управление
23 декабря состоялось итоговое совещание, на котором в очередной раз было подчеркнуто, что «Сахамедиа» стало сильным конвергентным холдингом, чья работа неоднократно высоко оценивалась на федеральном уровне.
Так, создан и функционирует один из самых современных медиа-центров в России, а сайт ЯСИА и газеты «Якутия», «Саха сирэ» демонстрируют хорошую динамику, стали ближе к читателям и выполняют важные функции по информированию якутян.
«Саха сирэ», в этом году отметившая 95-летие государственной газеты на якутском языке, успешно запустила сахаязычный сайт «Эдэр Саас», который содержит уникальный контент и в первые дни работы вошел в топ-15 рейтинга Якнета.
В следующем году 100-летие отпразднует одно из самых авторитетных изданий Дальнего Востока — газета «Якутия».
«Наступило время двигаться дальше, теперь наше будущее — за оптимизацией и цифровизацией. Необходимо усилить взаимодействие с районами, создать надежные каналы связи между обществом и государством», — пояснил Кирилл Алексеев.
«Звучали грозные сомнения и упреки, но это свершилось!»
Возрождая традиции: Якутяне поделились впечатлениями от обновленных газет «Якутия» и «Саха Сирэ»
11 января вышел в свет первый номер газеты «Саха сирэ» после смены редакционной модели и дизайна издания, 12 января жители республики увидели новую «Якутию».
Общественно-политические газеты стали 24-полосными еженедельниками, которые доставляются во все районы и города республики по бесплатной подписке. Тираж изданий составил 45 и 37 тысяч экземпляров соответственно, что является беспрецедентным случаем для нашего региона.
По словам главного редактора русскоязычного издания Виталия Андрианова, новый формат сделан более соответствующим времени, пожеланиям и современным взглядам на то, какой должна быть печатная пресса.
Позвольте нам привести отрывок из редакторской колонки, где Андрианов рассказал о том, какое значение имеет свежий выпуск для дальнейшего развития издания:
Об этом много говорили, звучали грозные сомнения и упреки, но это свершилось! Вы держите в руках первый номер обновленной газеты «Якутия», вступающей в год своего 100-летия с новой схемой бесплатного распространения и тиражами, приближающимися к максимальным числам. Пока «эксперты» предрекают смерть печатного слова, мы живем.
Якутяне уже поделились своими впечатлениями от первых выпусков газет после смены редакционной модели и дизайна.
Следите за развитием событий в режиме онлайн-трансляции, где мы публикуем комментарии руководителя коммерческой службы холдинга Веры Арбыкиной о том, как продвигается распространение изданий, делимся отзывами якутян, получивших свои экземпляры газет, выкладываем другую ценную информацию.
Горячая линия службы распространения бесплатных газет «Якутия» и Саха Сирэ» открыта по номеру 424604.
Напоминаем, если вы не подписаны на газеты «Якутия» и «Саха сирэ», то их можно взять бесплатно на фирменных стойках. Газета «Саха сирэ» выходит еженедельно по средам, а «Якутия» — по четвергам. Ознакомиться с адресами распространения можно здесь.
И, наконец, позвольте нам представить вам видео-комментарии главных редакторов государственных газет о смене формата: