Якутия представила свой уникальный опыт развития системы образования в Арктике

205

Первый заместитель министра образования и науки Якутии Феодосия Габышева на Международном форуме коренных народов и VIII Всероссийском съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проходящем в Салехарде, представила доклад о реализуемых в северной республике инновационных образовательных проектах, направленных на развитие детей и молодежи, человеческого потенциала в регионах Арктики, российского Севера.


Среди представленных делегатом от Якутии проектов – «Педагогика Севера», «Учителя Арктики», «Международная Арктическая школа», «Арктический образовательный кластер», «Международный Арктический центр культуры и искусства».

«Каждый проект ориентирован на обновление содержания образования и на то, чтобы дети и молодежь, живущие в арктической труднодоступной зоне, могли получать качественное образование наравне со всеми», — подчеркнула Феодосия Габышева.

Первый заместитель образования и науки республики также акцентировала внимание на важности разработки федеральной целевой программы «Дети Арктики». Она призвала делегатов форума поддержать разработку программы, назвав ее одной из эффективных моделей социально-экономического развития в части подготовки детей к жизни с освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях. Основные направления госпрограммы включают социализацию детей, повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров, сохранение и укрепление здоровья детей, основ традиционной кухни.

Представитель Якутии отметила, что с тех пор, как проект республики «Кочевая школа» придал всему кочевому образованию в России официальный статус и поспособствовал сохранению малокомплектных школ в сельской местности, прошло 10 лет. Впоследствии он был поддержан и на международном уровне – государствами, в которых проживают народы, ведущие кочевой образ жизни, среди которых Норвегия, Финляндия, Канада, Монголия, страны Азии и Африки. Экспертами была признана универсальность моделей кочевых школ, ведь они подходят не только для детей оленеводов, но и для ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, детей вахтовиков, осваивающих новые территории. Феодосия Габышева сообщила, что в регионе функционируют 11 кочевых школ с детскими садами.

Представляя проект «Педагогика Севера», Габышева выделила, что он подразумевает под особой процесс внедрения принципов этнической системы воспитания, созданной в условиях традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в современную образовательную среду.

Проект «Учителя Арктики» разработан совместно с экспертами ЮНЕСКО и направлен на обеспечение образовательных организаций кадрами, владеющими инновационными педагогическими технологиями. В рамках проекта функционирует информационно-образовательный портал, востребованный сегодня не только в республике. На портале зарегистрировано более 28 тысяч участников из арктических зон 8 стран (Россия, США, Канада, страны Скандинавского полуострова). Кроме того, в рамках проекта реализуется программа «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов». Молодые учителя, заключившие договор о работе сроком на 5 лет, получают социальную выплату для приобретения жилья в размере 50% от стоимости однокомнатной квартиры.

По информации делегата от Якутии, с начала реализации подпрограммы в сельские отдаленные труднодоступные школы были направлены 300 молодых учителей, из которых 144 человека, успешно выполнив условия договора, получили государственную поддержку в размере более 1 млрд 200 млн рублей, и смогли улучшить жилищные условия. Как подчеркнула Феодосия Габышева, социальным эффектом реализации подпрограммы является то, что «практически каждый второй учитель продолжил свою педагогическую работу в школах Севера и Арктики, став инициатором и организатором социальных проектов в селах и районах».

Говоря о проекте «Арктический образовательный кластер», первый замминистра образования и науки Якутии отметила, что он позволяет реализовать совместные проекты не только по образованию, но и по летнему отдыху и оздоровлению детей арктических районов в городе Якутске и за пределами республики.

Целью «Международной Арктической школы», по ее информации, является развитие личностного потенциала детей Арктики через реализацию интегрированной образовательной модели федерального и международного стандартов, программ международного бакалавриата, которые позволят им поступать в ведущие университеты России и мира. Для достижения высокого качественного уровня отечественного образования будет осуществляться преподавание на русском и английском языках, предусмотрено изучение родных языков малочисленных народов Севера.

Завершила свое выступление Феодосия Габышева следующими предложениями Якутии: содействовать в организации и проведении Всероссийского съезда учителей родных языков и литератур КМНС и Дальнего Востока на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в октябре-декабре 2017 года, инициировать разработку и принятие федеральной целевой программы «Дети Арктики» с участием субъектов Арктической зоны РФ и Ханты-Мансийского АО, определить оператором государственной целевой программы «Дети Арктики» НИИ Национальных школ Якутии.

Отметим, что на форум в Салехард приехали почти 600 человек из 28 регионов страны. Это представители более чем 40 народностей. Всего в России проживает почти 250 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Накануне во время открытия значимого мероприятия стало известно, что федеральные власти направят более миллиарда рублей на их поддержку до 2025 года.