Вячеслав Штыров: Принятие закона по развитию Арктики необходимо

20 ноября состоится совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, основным предметом обсуждения на котором станет вопрос разработки и принятия специального закона о развития Арктической зоны Российской Федерации.

102

В ходе мероприятия будет обсуждаться проект концепции федерального закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации как отдельного макрорегиона. Основной идеей проекта является формирование в Арктике единой правовой системы, обеспечивающей ее комплексное социально-экономическое развитие и экологическую защиту территорий и акваторий. Также в концепции обозначен круг лиц, на которых распространяется действие закона, определено его место в системе действующего законодательства, дана общая характеристика законодательства в отношении Арктики, описаны социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров считает, что принятие специального закона по развитию Арктики необходимо. «Этот законопроект является четвертым по счету, первая его версия была подготовлена членами Совета Федерации еще в 1998 году, за ней последовала вторая, инициированная депутатами Государственной думы в 1999 году, третья версия была разработана Минрегионом России совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в 2013 году. Ни один из этих проектов так и не дошел до рассмотрения в Государственной Думе. Однако сегодня роль Арктики становится все значимее, а потому необходимо принятие единого закона в отношении макрорегиона», — считает сенатор.

По его словам, пристальное внимание к макрорегиону связано, во-первых, с необходимостью обеспечения обороноспособности государства в Арктической зоне. Во-вторых – с обеспечением национальных интересов, так как с экономической точки зрения значение Арктики возрастает из-за открывающихся перспектив освоения обширной минерально-сырьевой базы, находящейся здесь, и использования транзитных возможностей Северного морского пути. При этом особое внимание надо уделять сохранению уникальных арктических экосистем и биологических ресурсов.

«Одним словом, Россия нуждается в защите своих интересов в Арктике и эта защита имеет много аспектов, — отмечает председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. —Например, до сих пор не урегулирован вопрос о северных границах российской Арктики».

Документы, принятые ранее в отношении территорий Крайнего Севера, подвергаются ревизии, и стоит задача создать четкую нормативную правовую базу для того, чтобы российский Север в целом и арктическая его часть могли развиваться более эффективно. Однако, при более пристальном изучении «арктической» законодательной базы, становится понятно, что Арктика сегодня ненамного отличается по институциональным условиям от всех других регионов страны.

«Как будто ничего особенного в ней нет: ни особых условий для жизни людей, ни слабой и разобщенной инфраструктуры, ни климатических факторов и экологических особенностей хозяйствования. До сих пор не задан вектор на комплексное регулирование отношений по освоению российской Арктики, это в итоге и стало тормозом для ее развития», — убежден сенатор.

Напомним, что в 2015 году была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, руководителем которой является заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации в 2015 году провел четыре заседания, которые состоялись в Москве, Якутске, Омске.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко во время своего выступления на выездном заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации в июне этого года в городе Якутске поддержала принятие нового законодательного акта, заявив, что закон об Арктике должен быть документом прямого действия.