Экологический фонд Якутии: трудности финансирования

В ходе обсуждения 5 октября 2015 года на заседании постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии проекта закона республики о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» народные депутаты республики обсудили вопрос о финансировании созданного распоряжением главы республики Егора Борисова в декабре 2014 года Экологического фонда Республики Саха (Якутия), созданного одним из первых в стране – в декабре 2014 года. На территории республики официально зарегистрировано более 1800 месторождений 58 видов минерального сырья, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

414

Как сообщил министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев, 17 сентября текущего года получено свидетельство о государственной регистрации Некоммерческой организации «Экологический фонд Республики Саха (Якутия)». Проведено два заседания правления Фонда, по итогам которых был проработан и утверждён Устав Фонда, президентом избран Афанасий Софронеев. По словам министра, в Минфин Якутии направлено письмо с предложениями о схеме финансирования Экофонда.

Кроме того, в законопроекте о корректировке государственного бюджета Якутии «косвенно предусмотрено субсидирование Экологического фонда, но не указаны объёмы и схема финансирования мероприятий по охране окружающей среды». «Законопроектом одобрено постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2015 года №349, согласно которому предлагается статью 9 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» дополнить нормой о предоставлении субсидий некоммерческим организациям в случаях, в том числе, охраны окружающей среды и защиты животных», — сказал министр и при этом заметил, что данные субсидии предоставляются на основе конкурсного отбора.

Кроме того, Сахамин Афанасьев указал на установленные законодательством источники финансирования некоммерческих организаций, коим является Экофонд: «регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации». «Для достижения Уставных целей и задач Экологического фонда мы предложили, во-первых, сумму платежей за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду); во-вторых, определённые доли от поступлений административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды; в-третьих, доля от поступлений и денежных взысканий по искам о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области НВОС», — добавил он.

Первый заместитель председателя Правительства Якутии Пётр Алексеев ещё раз подчеркнул, что Экологический фонд Якутии  зарегистрирован как НКО – некоммерческая организация. Учредителем является Департамент по гражданским инициативам республики. «Это не бюджетное и не государственное казённое учреждение. Ни один рубль за счёт средств государственного бюджета мы не направляем на финансирование деятельности этого Фонда. Экологический фонд должен быть, должен работать, но не за счёт средств государственного бюджета», — повторил он и со своей стороны также предложил ещё один источник финансирования Эконфонда – проведение этнологической экспертизы в рамках работы с Роскосмосом.
Однако как раз стартового капитала нет. Как рассказал президент Фонда Афанасий Софронеев, даже на регистрацию Фонда он вложил личные финансовые средства.

Экологический фонд нужен республике и должен работать. Обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды – одна из приоритетных задач государственной политики. 43% полезных ископаемых находится на наших северных территориях. Как нам дальше заниматься этим важным делом без финансового обеспечения?» — задал риторический вопрос президент Экофонда.

«Форму регистрации – НКО (некоммерческая организация) – выбирало Правительство республики. Стало ясно, что его как НКО невозможно финансировать», — сказал председатель постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев. Он напомнил, что скоро будет рассматриваться проект закона о бюджете Якутии на 2016 год, и если не будут решены источники и нормативы финансирования при уточнении бюджета 2015 года, то в 2016 году, по его мнению, там будет стоять «0».

Парламентарий республики, директор благотворительного фонда «Праздник жизни» Алёна Атласова предложила привлечь бизнес для обеспечения целевого финансирования Экологического фонда.

Подводя итоги обсуждения, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев предложил в решении постоянного комитета прописать рекомендации в адрес Правительства республики изыскать возможность финансирования Экологического фонда в 2015 году за счёт разных источников, в том числе из государственного бюджета республики, а в 2016 и последующих годах – за счёт разных источников. «Для старта нам необходимо его финансировать, а дальше, если Фонд будет нормально работать, то будет сам зарабатывать», — резюмировал Владимир Прокопьев.