В повестку заседания президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики вошли реконструкция морского порта Тикси и модернизация флота и реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтного завода.
Первый заместитель председателя правительства – министр экономики Якутии Алексей Стручков в своем докладе отметил, что водный транспорт является безальтернативным для грузовых перевозок на арктических и северных территориях: «Портовая деятельность призвана выполнять стратегические функции государства по обеспечению геополитических аспектов присутствия в Арктической зоне. В связи с этим инфраструктурные проекты приобретают особую значимость».
Развитие морского порта Тикси лежит в основе создания концепции нового международного транспортного коридора Харбин-Якутск-Севморпуть. По предварительным подсчетам, экономия от перевозки 1 млн тонн грузов составит не менее 111,8 млн. долларов США, в отличие от использования железнодорожного пути через территорию России.
Как сообщил Алексей Стручков, источники финансирования реконструкции и модернизации порта Тикси еще не определены, а проект строительства Жатайской судоверфи включен в федеральную госпрограмму. Начало финансирования запланировано на 2019 год.
Благодаря включению проекта строительства Жатайской судоверфи в федеральную госпрограмму и софинансированию за счет средств регионального бюджета, с 2022 года планируется производство до 10 речных судов в год в кооперации с машиностроительными и судостроительными предприятиями России. Для этого на республиканском и федеральном уровне разрабатываются планы мероприятий на срок до 2025 года.
«В целях реализации проектной программы «Развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского бассейна», в рамках которой предусмотрены мероприятия по модернизации Жатайской судоверфи, между минтрансом республики, ОАО «ЛОРП» и АО «Объединенная судостроительная корпорация», являющимся оператором реализации лизинговых проектов строительства судов с участием государственных средств, подписано соглашение о сотрудничестве. Сторонами согласован график строительства судов класса «река-море» на период до 2025 года», — отметил Алексей Стручков.
За счет средств регионального бюджета в 2017 году разрабатывается проектно-сметная документация судоверфи. Получена предварительная проектная документация, до конца текущего года планируется завершение ее корректировки и получение заключения экспертизы.
Напомним, что на площадке Восточного экономического форума в сентябре были проведены встречи с руководством Банка ВТБ и Внешэкономбанка по вопросам кредитования данных стратегических проектов республики.