АЛРОСА может изменить схему продаж

312

АЛРОСА начала консультации с брокерами об организации биржевой торговли драгоценными камнями, пишет «Коммерсантъ». Совместный проект алмазодобывающей компании с Московской биржей может начаться со сделок с инвестиционными бриллиантами в формате поставочных фьючерсов. Также АЛРОСА планирует запустить на одной из российских биржевых площадок односторонние аукционы по продаже алмазного сырья и технических камней. Если проект пойдет, компания готова кардинально изменить алгоритм своих продаж.


Детали совместного проекта АЛРОСА с Московской биржей по организации торговли драгкамнями содержатся в презентации, с которой ознакомился «Ъ».

Проект уже представлен ряду крупнейших брокерских компаний. В начале года команда президента АЛРОСА Андрея Жаркова предложила курирующему вице-премьеру Юрию Трутневу ряд мер, которые позволят отыграть падение ее продаж на 30% в 2015 году. Среди них была и биржевая торговля инвестиционными бриллиантами.

Предлагается выделить две группы бриллиантов, которые, по мнению АЛРОСА, могут оказаться привлекательными для инвесторов и имеют «относительно однородную рыночную стоимость». Речь идет о камнях со средним уровнем чистоты и цвета (чистота 2-5 по классификации ТУ и VVS1-VS1 по GIA, цвет 3-5 по ТУ и F-H по GIA). Первая группа — бриллианты весом 0,5- 0,69 карата, вторая — 1-1,49 карата. На камни этой категории, по оценкам самой АЛРОСА, приходится примерно четверть ее добычи в стоимостном выражении ($0,5-1 млрд). Также АЛРОСА изучает возможность продажи через биржу редких камней фантазийных цветов, сырья и партий технических алмазов.

Фантазийные камни, по мнению авторов проекта, могут представлять интерес для резидентов РФ (инвесторов и ювелиров), а сырье — в основном для нерезидентов. Для их реализации предлагается проводить односторонние аукционы, торговля же инвестбриллиантами может быть организована в виде анонимного непрерывного двустороннего аукциона (биржевой стакан). Сейчас дорогие бриллианты фантазийных цветов продаются в основном на международных аукционах Christie’s и Sotheby’s или же напрямую клиентам. До 70% алмазного сырья АЛРОСА поставляет в адрес постоянных клиентов по трехлетним контрактам.

Кроме Московской биржи организацией торгов драгкамнями займется Национальная товарная биржа (НТБ), у которой уже есть подходящая IT-платформа и готовое решение по биржевым форвардам. Правда, покупателям в этом случае придется заплатить НДС. При реализации драгкамней покупатель уплачивает продавцу стоимость товара, включая НДС, а при обратной сделке инвестор-физлицо теряет сумму налога (18% от сделки). В презентации говорится, что АЛРОСА ведет переговоры с Минфином по поводу внесения изменений в Налоговый кодекс, поскольку уже «есть соответствующий прецедент на рынке trade in автомобилей». Московская биржа предлагает до решения проблемы использовать фьючерс с технологией exchange for physical.

У проекта есть и другие риски, признают его авторы. Так, возможны манипуляции ценами со стороны крупных покупателей, особенно на фьючерсных торгах. Глава ГК «Финам» Владислав Кочетков добавляет, что и сам единственный маркет-мейкер может быть не заинтересован в излишней волатильности цен. «Как результат спекулятивная составляющая, традиционно важная для российских трейдеров, может отсутствовать», — поясняет он. Эксперт не ожидает ажиотажного спроса частных инвесторов на инвестбриллианты, поскольку «это новый инструмент и рынок должен к нему привыкнуть». Вместе с тем, признает он, спрос на защитные активы стабильно растет. Сергей Горяинов из Rough & Polished отмечает, что в последние 50 лет не раз предпринимались попытки сделать из бриллианта полноценный инструмент для инвестиций, но все они были неудачными. Например, в январе на рынок вышла криптовалюта PinkCoin, базовым активом которой являлись розовые бриллианты. На продажу было выставлено 5 млн PinkCoin, стоимость бриллиантов оценивалась в 5 млн долларов. Но проект был закрыт через два месяца из-за отсутствия спроса. Базовая причина неудач, по мнению эксперта, в том, что бриллиант невозможно стандартизировать: слишком велик разброс характеристик и слишком субъективны системы ценообразования.