Аналитики: власти РФ не рискнут повышать пенсионный возраст до 2018

Повышение пенсионного возраста не приведет к сокращению дефицита Пенсионного фонда РФ (ПФР), позволит лишь стабилизировать его на одном уровне, и власти не рискнут проводить непопулярную реформу раньше 2018 года, считают опрошенные РИА Новости аналитики.

56

В пятницу высокопоставленный правительственный чиновник сообщил РИА Новости, что после президентских выборов в 2018 году власти могут принять решение об увеличении пенсионного возраста. В это же время может быть скорректирована налоговая система РФ, в частности в вопросе введения прогрессивной шкалы НДФЛ в отношении сверхбогатых россиян.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на этой неделе уже комментировал вопрос повышения пенсионного возраста. По его словам, этот возраст рано или поздно все равно придется поднимать, но на сегодняшний день менять критерий выхода на пенсию не будут.

«Повышение пенсионного возраста — это скорее неизбежность, чем воля кого-либо и связана она с тем, что у Пенсионного фонда дефицит бюджета, и он будет только нарастать из-за того, что у нас демографическая ситуация развивается не в лучшем направлении. Повышение возраста стабилизирует дефицит ПФР, то есть не будет его увеличения по отношению к ВВП. Эта мера дефицит не уберет, но, по крайней мере, позволит на некоторое время дефицит стабилизировать», — считает аналитик Росбанка Евгений Кошелев.

Время придет

По мнению Кошелева, демографическая ситуация в России в ближайшие несколько лет так или иначе подтолкнет власти к повышению пенсионного возраста.

«Наверное, где-то с начала 20-х — конца 10-х годов начнет выходить очень большое количество людей на пенсию, и тот поток доходов, которые будут собирать и генерировать текущие работники, его будет явно недостаточно для того, чтобы в стандартной схеме пенсионного обеспечения сохранять достаточный уровень обеспечения», — считает аналитик.

По его словам, в качестве альтернативы повышению пенсионного возраста власти могут рассмотреть также и иные меры, например, повысить страховые взносы во внебюджетные фонды, а также попытаться вернуть работающих в теневом секторе россиян в формальную сферу.

Кошелев добавил, что объяснить повышение пенсионного возраста необходимостью покрывать дефицит бюджета достаточно проблематично. «Это сложно объяснить, это с политической точки зрения непопулярно, поэтому я думаю, что будут затягивать максимально… Очень непросто судить на тему, когда правильный момент может наступить. Мы находимся в ситуации, где чем раньше начнешь, тем лучше», — считает он.

По мнению аналитика Альфа-банка Наталии Орловой, вероятность того, что власти введут прогрессивный налог на доходы сверхбогатых россиян, гораздо выше того, что произойдет повышение пенсионного возраста.

«Я больше верю в то, что что-то будет с подоходным налогом меняться, чем с повышением пенсионного возраста. В принципе, если сценарий будет какой-то негативный, то нельзя исключать и повышения пенсионного возраста. Но до выборов я ни то, ни другое не рассматриваю как вероятный сценарий, а после выборов — возможно», — сказала Орлова РИА Новости.

При этом Кошелев считает, что результат введения прогрессивной шкалы налогообложения может быть не так очевиден, учитывая то, что легко уйти от налогов. Но в целом это была бы хорошая поддержка для региональных бюджетов, добавил эксперт.

«Потому что все налоги на доходы поступают в первую очередь в региональные бюджеты. Это позволит сбалансировать большую долю региональных бюджетов, в идеале это было бы действенным способом», — добавил он.

Вечная тема

В настоящее время пенсионный возраст в России составляет для женщин 55 лет и для мужчин — 60 лет. Тема повышения пенсионного возраста так или иначе обсуждается в правительстве последние несколько лет. Наиболее актуальной она становится на фоне развития кризиса, когда бюджету проблематично выделять огромные трансферты Пенсионному фонду на покрытие дефицита.

Согласно данным Пенсионного фонда, в 2015 году трансферт на сбалансированность бюджета ПФР составил около 690 миллиардов рублей.

Данный трансферт покрывает разницу между доходами и расходами фонда. Эта разница формируется из-за расходов на досрочные пенсии для работников вредных и опасных производств; досрочных пенсий за выслугу лет для учителей и врачей; пенсионных льгот северянам; компенсации выпадающих доходов фонда в связи с льготным тарифом по уплате страховых взносов (22% против 26%); льготных тарифов по отдельным отраслям экономики. Трансферт на следующий год в настоящее время уточняется.