Fitch подтвердило рейтинги Республики Саха (Якутия) на уровне «BBB-»

230

Fitch Ratings подтвердило рейтинги Республики Саха (Якутия): долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Негативный», а по национальному долгосрочному рейтингу – «Стабильный».


Кроме того, агентство подтвердило рейтинги приоритетного долга региона: долгосрочный рейтинг в национальной валюте «BBB-» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)».

Подтверждение рейтингов отражает сильную экономику республики, ориентированную на добычу полезных ископаемых, низкий долг по международным стандартам и хорошие бюджетные показатели, что должно способствовать сохранению стабильных ключевых показателей кредитоспособности. «Негативный» прогноз отражает прогноз по рейтингу Российской Федерации («BBB-»/прогноз «Негативный»).

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги принимают во внимание относительно низкий прямой риск Республики Саха (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) и хорошие операционные показатели, которые поддерживаются за счет сильной экономики региона. Кроме того, рейтинги учитывают значительные условные обязательства и концентрированный характер базы налогообложения региона, что делает его особенно уязвимым на фоне продолжительного замедления российской экономики.

Кредитоспособность республики продолжает сдерживаться слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Институциональная среда для местных и региональных органов власти в стране имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых эмитентов в мире. На прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти сказывается частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.

Базовый сценарий Fitch на 2016 год остается в целом без изменений и отражает наши ожидания, что Республика Саха будет поддерживать хороший операционный профицит на уровне около 9%-11% от операционных доходов в среднесрочной перспективе, подкрепляемый продолжающимся ростом налоговых доходов. Налоговые доходы повысились до 57% от всех доходов в конце 2015 года (в 2014 г.: 53%), а операционные доходы увеличились на 12% к предыдущему году (в 2014 г.: рост на 12%). Текущие трансферты, напротив, сократились до 37% от операционных доходов по сравнению со средним уровнем в 45% в 2011-2014 годах.

Мы полагаем, что Республика Саха (Якутия) будет поддерживать умеренные уровни долга – менее 30% от текущих доходов – в этом году с потенциальным повышением до 32%-37% в 2017-2018 годах. (в 2015 г.: 17%). Долговой портфель региона является хорошо диверсифицированным, и средний срок погашения составляет около двух лет. В конце июля 2016 г. долг республики состоял из эмиссий облигаций на внутреннем рынке (48%), кредитов из федерального бюджета (46%) и банковских кредитов (6%). В мае 2016 года республика провела эмиссию 5-летних внутренних облигаций на 5,5 млрд. руб., что частично ослабило давление в плане рефинансирования.

Умеренный условный риск Республики Саха (Якутия), вероятно, останется управляемым, что будет соответствовать текущему уровню рейтингов в среднесрочной перспективе за счет адекватного контроля со стороны правительства региона, несмотря за заметный объем аккумулированных условных обязательств. Чистый общий риск республики незначительно вырос, до 38,5% от текущих доходов в 2015 году с 36,5% в 2014 году. Мы ожидаем дальнейшего роста чистого общего риска региона, вероятно до уровня выше 50% в 2017-2018 годах. Республика Саха (Якутия) обеспечивает поддержку для недостаточно развитой инфраструктуры на своей обширной территории с суровыми климатическими условиями. Однако непропорциональное увеличение условного риска окажет давление на кредитоспособность региона.

Республика Саха (Якутия) имеет сильную экономику, которая поддерживается богатыми запасами полезных ископаемых, таких как алмазы, уголь, нефть, природный газ и золото. Основными налогоплательщиками региона являются главным образом ведущие российские компании по разработке природных ресурсов. В 2014 году валовый региональный продукт на душу населения и средняя заработная плата были соответственно в 2,2 и в 2,5 раза выше медианы в стране.

В то же время региональная экономика остается концентрированной, поскольку доля 10 ведущих налогоплательщиков увеличилась до 63% от налоговых доходов консолидированного бюджета республики в 2015 году по сравнению с 60% годом ранее. Такая концентрация базы налогообложения является фактором риска в среднесрочной перспективе ввиду волатильного характера рынка сырьевых товаров. Налоговые доходы республики увеличились в 2015 году вследствие девальвации рубля, которая оказала позитивное влияние на прибыль налогоплательщиков в горнорудном и нефтегазовом секторах. Кроме того, в прошлом году были введены новые основные фонды в горнорудном секторе, что привело к повышению сборов налога на имущество организаций.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Понижение суверенного рейтинга или увеличение чистого суммарного риска до более чем 50% от текущих доходов одновременно с резким ухудшением отношения прямого долга к текущему балансу может привести к понижению рейтингов региона.