Господдержка народных художественных промыслов, создание новых рабочих мест в районах, налаживание сбыта и сбора мамонтовой кости — эти и другие вопросы обсудили на круглом столе по правовому регулированию косторезного искусства.
Министр инвестиционного развития и предпринимательства Антон Сафронов выступил с предложением развивать местное производство и сделать акцент на создании рабочих мест в северных районах. «В арктических улусах мы видим много возможностей, ведь эти районы связаны с добычей мамонтовой фауны. Наша аналитика показывает, что при развитии данного сектора можно получить три тысячи рабочих мест», – считает министр.
По его словам, также большой проблемой является нелегальная деятельность: из-за него средняя стоимость мамонтовой кости снизилась с 30-35 тысяч за килограмм до 18-20. К примеру, в Сингапуре и Китае финальный потребитель платит в разы больше той цены, за которую продают в Якутии. При этом интерес к мамонтовой фауне растет — сбыт только в КНР составляет порядка 60 тонн в год.
Это приводит к мысли о создании центра переработки и хранения мамонтовой кости в Якутии. «Возможно, нам нужно рассмотреть создание на площадке ТОР «Кангалассы» консолидированного подхода по сбору. Если у нас будет прямой доступ к финальному покупателю, тогда цены повысятся», — уверен Сафронов.
Руководитель Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского Яна Игнатьева предложила внести изменения в закон о поддержке народных художественных промыслов.
По её словам, очень важно сохранять и продвигать якутскую культуру: «В 70-е годы мы славились своими косторезами, а сегодня теряем свои достижения. Нам необходимо открыть национальный реестр и сделать его нашей интеллектуальной собственностью. Нужно доработать закон, а также определить одно конкретное министерство, которое нами будет работать с нами».