Президент АЛРОСА: Мы рассматриваем возможность прямых продаж алмазов в Индию

339

Президент АЛРОСА Андрей Жарков считает, что цены на алмазы в этом году останутся ослабленными, несмотря на незначительный рост спроса. Об этом он заявил в интервью изданию Economic Times.


 

— Цены на алмазы были резко скорректированы за последний год. Что привело к обвалу?

— Цены на нефть, металлы и сырьевые товары обвалились на 30-40% только за последний год, но цены на алмазы не падали в такой же степени. В случае с алмазами было только их понижение. Снижение уровня цен на алмазы следует рассматривать на фоне общего негативного избытка сырьевых товаров. Все сырьевые товары упали в цене, то же самое произошло и с алмазами. Во-вторых, спрос на драгоценные камни значительно сократился за последние несколько месяцев. Спрос со стороны Китая уменьшился на 5-6%. Поскольку цены снизились, возникли некоторые избыточные объемы бриллиантов у ритейлеров. Эти факторы привели к падению цен на алмазы на 15% в прошлом году. Сейчас ситуация довольно стабильная. Цены укрепятся с повышением спроса.

Снижение уровня цен на алмазы следует рассматривать на фоне общего негативного избытка сырьевых товаров. Сейчас ситуация довольно стабильная. Цены укрепятся с повышением спроса

— Но затоваривание на уровне ритейла произошло потому, что алмазодобывающие компании вынуждали их покупать больше алмазов.

— В отрасли возникли избыточные запасы. Во втором полугодии прошлого года АЛРОСА и другие алмазодобывающие компании начали принимать меры по решению этой проблемы. Мы не заставляли производителей бриллиантов покупать бόльшие объемы алмазов. Мы проявляли гибкость в отношении наших покупателей. Это помогло производителям бриллиантов сократить излишки своих запасов, что привело к росту цен (к концу прошлого года).

— В связи с этим будете ли вы вести добычу в этом году на полную мощность?

— Алмазодобывающие компании добыли [на] 3-4% алмазов [больше] в 2015 году, но мы придержали некоторые объемы. В этом году компании не говорят о каком-либо снижении объемов. Все зависит от спроса, мы посмотрим на тренды в объемах продаж, прежде чем будем принимать решение об объемах производства. Мы можем сократить объемы производства по меньшей мере на 10%, если дела не улучшатся. При этом мы не будем создавать какие-либо искусственные нарушения рыночного равновесия, придерживая стоки. Если спрос будет выше, мы выпустим больше алмазов на рынок, если он будет ниже, мы не будем заставлять производителей бриллиантов приобретать больше алмазов.

— Каков ваш расширенный прогноз с точки зрения цен?

— На объемы потребления может оказываться давление из-за слабого экономического прогноза. Но мы надеемся на покупки во время праздников (например, Дня святого Валентина). Новые дизайны, появляющиеся в этом году, тоже могут побудить людей покупать бриллианты.

— Беспокоит ли вас ослабление рупии?

— Это вызывает большую озабоченность алмазодобывающих компаний. В России у нас тоже наблюдалась такая тенденция. Немногие могут покупать бриллианты сейчас, если у них заработки в рублях. Цены в Индии вырастут, если рупия ослабнет еще больше, это может снизить спрос.

— Отрасль сталкивается с кризисом доверия. Людей обманывали, продавая ненастоящие бриллианты.

— Мы будем предоставлять своим покупателям устройства для выявления синтетических бриллиантов. Будучи алмазодобывающей компанией, мы не хотим проводить сертификацию алмазов, потому что может возникнуть конфликт интересов. Алмазодобывающие компании должны быть независимыми, им не следует заниматься сертификацией алмазов, которые они добывают. Это должны делать производители бриллиантов. Они должны проводить оценку и сертификацию алмазов, которые добывают алмазодобытчики.

Если спрос будет выше, мы выпустим больше алмазов на рынок, если он будет ниже, мы не будем заставлять производителей бриллиантов приобретать больше алмазов

— Вас не тревожит растущая популярность синтетических бриллиантов?

— Мы не обеспокоены… мы просто не хотим, чтобы люди получали синтетические бриллианты, когда их интересуют природные бриллианты. Выращенные в лаборатории бриллианты далеки от природных бриллиантов, что касается качества. При этом, синтетические бриллианты найдут свою собственную нишу.

— Предоставите ли вы индийским производителям бриллиантов статус «привилегированных партнеров»?

— Мы хотели бы присутствовать в предложенной для алмазной отрасли Специальной таможенной зоне (Special Notified Zone). Мы также рассматриваем возможности прямой поставки алмазов из России в Индию. Мы не можем снижать цены специально для индийских производителей бриллиантов, так как это не разрешается по нашим законам. У нас одинаковое формирование цен для всех покупателей. Мы продолжим поддерживать хорошие отношения с Индией, нашим основным покупателем.

Rrough&Polished, Шайлеш Менон (The Economic Times)