Регионы могут получить доступ к кредитам с плавающей процентной ставкой

192

Регионы смогут привлекать коммерческие кредиты с плавающей процентной ставкой, рассказала «Ведомостям» представитель Минэкономразвития Елена Лашкина. Министерство обсуждает такую возможность с Минфином и банками.


Минфин рассматривает различные способы снижения процентной ставки при предоставлении коммерческих кредитов для финансового оздоровления регионов, сообщил «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев: один из них – кредиты с плавающей ставкой.

В 2015 году самыми закредитованными регионами стали Мордовия (долг – 182% собственных доходов), Костромская область (137%), Смоленская область (121%), Карелия (120%) и Северная Осетия (119%). Минфин разрабатывает программы финансового оздоровления регионов, говорил ранее министр Антон Силуанов. Консолидированный долг регионов и муниципалитетов на 1 апреля составил 2,68 трлн руб., сообщается на сайте ведомства.

За четыре месяца 2016 года госдолг регионов сократился на 26,8 млрд руб., или на 1,15%, говорила в конце июня председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Изменилась и структура – доля коммерческих кредитов сократилась на 8,9 процентного пункта до 32,7%, доля бюджетных кредитов увеличилась на 9,6 пунктов до 44,1%. Это очень позитивная пропорция, оценила Голикова, но в 12 регионах за пять месяцев продолжается рост кредитов, которые заимствуются в коммерческих банках.

Антикризисный план правительства, принятый в марте 2016 году, предусматривал разработку программ финансового оздоровления и развития регионов с высокой долговой нагрузкой, в том числе реструктуризации долга. Такая работа проводится, говорит представитель Минэкономразвития. Правительство весной разрешило регионам продлевать сроки устранения нарушений соглашений о предоставлении субсидий при наличии обстоятельств непреодолимой силы, не возвращая при этом остатки средств в бюджет. Для снижения долговой нагрузки регионы изменили правила выдачи бюджетных кредитов. Теперь они предусматривают обязательства поэтапно снижать дефицит региональных бюджетов и сокращать долю общего долга регионов, перечисляет Лашкина.

Серьезным фактором для наращивания долга регионами является волатильность бюджетных трансфертов, которая приводит к неустойчивости доходной базы, говорит ведущий научный сотрудник Института развития ВШЭ Андрей Чернявский. Во многих регионах сильные колебания при поступлении налога на прибыль и НДФЛ, добавляет он. Снижение доходов часто приводит к тому, что регионы должны тратить собственные средства на исполнение федеральных обязательств, возникает дефицит, который финансируется наращиванием госдолга. По сути проблема та же, что и у федерального бюджета, отмечает Чернявский: раньше жили при цене на нефть в $100, а теперь придется при $50, а этот процесс болезненный.