В Совете Федерации обсуждены проблемы сбалансированности региональных бюджетов

114

Парламентские слушания провела председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко. Участники рассмотрели проект федерального бюджета на 2016 год, внесённый правительством Российской Федерации в Государственную Думу, в основу которого положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития, который, по словам Валентины Матвиенко, «основывается на высокой зависимости от мировой конъюнктуры сырьевого рынка, в первую очередь, от углеводородного рынка». Она напомнила, что президент страны Владимир Путин поставил задачу существенно снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен, наращивать налогооблагаемую базу, улучшение собираемости и администрирования налогов. Спикер верхней палаты парламента России отметила, что бюджет принимается в непростых условиях, и выразила надежду, что не повторится ситуация, когда «весной пришлось, по сути, принимать новый бюджет».

Председатель Совета Федерации заявила о необходимости проведения инвентаризации государственных программ и выработки чётких механизмов оценки их эффективности. «По итогам первого полугодия текущего года по шести госпрограммам уровень исполнения расходов составил от 0 до 30 процентов, по 11 подпрограммам вообще не осуществлялись расходы. В их числе, например, такое важное направление как «Развитие малого и среднего предпринимательства», — отметила она и в этой связи предложила принимать решения о финансировании с учётом влияния планируемых мероприятий на рост валового внутреннего продукта и качество жизни населения. Кроме того, по её мнению, только за счёт плохой собираемости акцизов в сфере алкогольного оборота Россия ежегодно теряет до 200 млрд. рублей доходов.

Отдельно Валентина Матвиенко остановилась на проблеме «замораживания» бюджетных средств госкомпаний на счетах банков». «В прошлом году госкомпаниями не использовались по назначению почти 85 млрд. рублей», — заявила она и в качестве примера назвала российскую энергетическую компанию «РусГидро», которая получила в 2012 году из бюджета 50 млрд. рублей и 80 процентов от этой суммы в течение нескольких лет держала на депозитных счетах банка. «Считаю, финансирование компаний с участием государства пора менять. Деятельность должна стать более прозрачной и подотчётной. Необходимо разработать чёткие механизмы оценки эффективности имущественных взносов государства, доводить до компаний плановые государственные задания», — предложила Валентина Матвиенко.

Кроме того, призвала избежать ошибки и недочёты, которые выявляются при реализации антикризисных мер. «Известно, например, что по состоянию на 1 сентября так и не была осуществлена докапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, что, в свою очередь, не позволило реализовать программу помощи ипотечным заемщикам, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Ипотечному кредитованию нужно уделять больше внимания как одному из драйверов развития реальной экономики. Деньги, которые не перечислены или перечислены с опозданием – это упущенные время и возможности для экономики. Поэтому предлагаю установить более жёсткий, оперативный, буквально ежеквартальный, контроль обоснованности выделения и своевременности перечисления средств», — сказала она.

По мнению Валентины Матвиенко, будущий бюджет должен стать «одновременно и бюджетом роста, и бюджетом преодоления застарелых проблем, и «бюджетом ответственности», в первую очередь, перед пенсионерами. В проекте рассматриваемого проекта закона о бюджете заложена четырехпроцентная индексация пенсий. «Но уже сейчас должно быть ясное понимание, при каких условиях государство проиндексирует пенсии повторно. Это должно быть прописано в законе», — уверена она.

Далее председатель Совета Федерации поделилась своими тревогами по ситуации с региональными бюджетами. «По состоянию на 1 сентября совокупный долг субъектов Федерации составил 2,4 триллиона рублей. По итогам года данный показатель может только увеличиться. В структуре региональных бюджетов постоянно нарастает доля обязательных социальных расходов и сокращается доля капитальных вложений. Субъекты Федерации прилагают большие усилия по стабилизации собственных финансов. Очевидно, что без федеральной поддержки регионам не справиться. Бюджеты большинства из них на будущий год верстаются с немалым дефицитом. В то время как в проекте федерального бюджета объем трансфертов предлагается сократить». Валентина Матвиенко предложила рассмотреть возможность увеличения бюджетных кредитов, смягчения условий их предоставления, в отдельных случаях допустить реструктуризацию долговых обязательств регионов.

Остановилась она и на другой проблеме позднего доведения средств до регионов и невозможности использования субсидий в отведённые сжатые сроки. «Остаток неиспользованных межбюджетных трансфертов на 1 января текущего года составлял 116 млрд. рублей. Такую практику раз и навсегда надо сломать – нужно жёстко регламентировать сроки перечисления средств регионам. То же самое с бюджетными кредитами. К сожалению, бюджетные кредиты выделяются регионам после согласования, поздно, что толкает субъекты Федерации на новые коммерческие кредиты», — отметила она.

Валентина Матвиенко подчеркнула, что нарастание практики «ручного управления» межбюджетными отношениями свидетельствует о том, что настало время очередного этапа инвентаризации расходных полномочий, которым должна соответствовать чётко выверенная доходная база. «Как известно, сейчас ведётся работа над новой редакцией Бюджетного кодекса. Необходимо, чтобы этот документ позволил сделать межбюджетные отношения более совершенными, в полной мере гарантировал обеспечение расходных обязательств регионов, нацеливая их на наращивание собственного экономического потенциала», — подчеркнула она.

Какие проблемы поднимали сами регионы? Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров обратил внимание на сокращение доходов в экономике края. «Доходы в целом растут, но такой вид дохода как налог на прибыль всё время снижается. Мне кажется, причиной такого снижения доходов по налогу на прибыль является решение федерального центра о сокращении сроков амортизации. Ещё одна причина снижения бюджетной обеспеченности – это дополнительные расходные обязательства. При собственной доходной базе в 67 млрд. рублей мы тратим практически 35 млрд. рублей на дополнительные обязательства. В частности, это рост страховых взносов на медобслуживание неработающего населения, субсидии гражданам на жильё и коммуналку, компенсация части родительской платы за детские сады и так далее. Эти обязательства растут быстрее, чем возможности бюджета», — сказал он. Кроме того отметил, что локальные нормативные правовые акты федеральных министерств также увеличивают нагрузки на региональные бюджеты, в частности, по этой причине, по словам губернатора, нагрузки на бюджет Ставропольского края увеличились на 800 млн. рублей.

Об аналогичных проблемах говорила председатель Калининградской областной Думы Марина Оргеева. Кроме того, осветила проблему лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, так как субъектам Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано обеспечивать оплату лекарственных средств при некоторых заболеваниях, в том числе редких орфанных заболеваниях. «Мы несём существенную нагрузку в части этих расходных обязательств, просила бы рассмотреть возможность помощи со стороны федерального бюджета», — сказала она. Марна Оргеева призвала произвести анализ всех полномочий переданных на региональный уровень.

О снижении поступлений доходов по налогу на прибыль говорил также губернатор Курганской области Алексей Кокорин, в связи с чем призвал перейти к реальному выравниванию бюджетной обеспеченности регионов, столкнувшихся с серьёзным дефицитом бюджета. «Уровень доходов остаётся на уровне 2013 года, расходы возросли практически на треть, не потому, что мы приняли собственные решения что-то построить или приобрести. На рост доходов влияют такие решения, как «привязка» к заработной плате работников бюджетной сферы к средней по региону. Самое большое увеличение связано с платежами на медицинское страхование неработающего населения. Президентом России поставлены задачи по ликвидации очередности в детские сады, повышению доступности государственных и муниципальных услуг, переселению граждан из аварийного жилья, и мы, конечно, обязаны их выполнять. Но при наших доходах нам фактически каждый месяц не хватает по одному миллиарду рублей. Мы просто вынуждены брать коммерческие кредиты», — сообщил он. «Мы живем в одной стране, и уровень бюджетной обеспеченности большинства регионов должен быть одинаков. По факту этого, к сожалению, не получается. Предлагаем изменить подходы и подтягивать до одного уровня все регионы, а на первом этапе, уважаемые коллеги, довести хотя бы до 0,75 такие, как наш, имеющие бюджетную обеспеченность ниже этого уровня», — предложил Алексей Кокорин.

Своим предложения высказали не только представители регионов, но и сенаторы Ольга Ковитиди, Геннадий Аргунов, Арнольд Тулохонов и другие.

«Практика обсуждения проекта бюджета в палате регионов сразу после внесения бюджета Правительством – правильная практика. Мы должны качественно проработать все моменты, добиться решения проблемных вопросов, добиться необходимого уровня федеральной поддержки для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов», — заключила Валентина Матвиенко.

На парламентских слушаниях с основным докладом выступил министр финансов страны Антон Силуанов. Также участники парламентских слушаний обсудили прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и отдельные вопросы денежно-кредитной политики, представленный заместителем министра экономического развития Российской Федерации Алексеем Ведевым. Также заслушан доклад председателя Счётной Палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой.

Предполагается, что проект федерального бюджета на 2016 год, свёрстанный в рамках однолетнего бюджетного планирования, Государственная Дума будет рассматривать в первом чтении 13 ноября текущего года.