Спрос на экспортируемые бриллианты и ювелирные изделия падает уже не первый год. Для производства конкурентоспособной продукции нужны новые решения. Одним из них, по мнению представителей отрасли, может стать вхождение алмазно-бриллиантового комплекса в ТОР «Индустриальный парк Кангалассы».
Сегодня с инициативой о вхождении АБК в ТОР «Индустриальный парк Кангалассы» выступают руководители компании «Инфинити Даймондс». Их предложение очень напоминает идею о создании особой экономической зоны для развития АБК в Якутске, которая была выдвинута несколько лет назад. Та задумка ничем не завершилась, и нынешнюю можно считать ее реинкарнацией.
Для создания алмазно-бриллиантового кластера входить в ТОСЭР можно поэтапно, считают авторы идеи. Они уверены, что резидентов будет не менее девяти.
По утвержденным правительством РФ льготам им бесплатно предоставляются земля, готовая инфраструктура, существующая не только на территории микрорайона Кангалассы, но и поселка Марха, где с газораспределительными и энергетическими сетями проблем нет.
Создание кластера предполагает заключение долгосрочного договора с АК «АЛРОСА» на поставки алмазного сырья и создание таможенного поста, через который можно будет отправлять на экспорт полуфабрикаты и нерентабельные драгоценные камни, имеющие погрешности, но пользующиеся спросом за границей. Сегодня, в отсутствие таможенного поста, наши производители проигрывают зарубежным конкурентам: если израильские партнеры, покупая в Бельгии бриллианты, получают их у себя дома через два дня, то направленный из Якутска в Москву товар приходит к заказчику через две недели. В ожидании прибытия производители теряют финансовую выгоду, которая вкупе с НДС подкашивает малый и средний бизнес гранильной промышленности.
НДС — это особая головная боль для гранильных заводов и главная причина, по которой им невыгодно обрабатывать мелкое сыре. Приобретя его, предприятия должны заплатить с покупки 18% НДС. С повышением курса доллара эти затраты значительно выросли. Вкладывая большие, чем прежде, средства в НДС, производители бриллиантов не докупают алмазного сырья для наращивания производства.
Да, тем предприятиям, которые занимаются экспортными поставками, через полгода НДС из федерального бюджета возвращается. Но на шесть месяцев значительные средства просто омертвляются.
Кроме того, условия в ТОСЭР позволили бы производителям обновить оборудование и технологии.
Понятно, что правительству республики будет трудно убедить Минвостокразвития дать возможность якутскому АБК развиваться в составе ТОСЭР. Нужны расчеты, экспертные оценки, согласования. Если наработки окажутся не пользу авторов идеи, надо как минимум незамедлительно пересмотреть порядок возврата НДС экспортерам. Иначе может развалиться все, что создавалось в гранильной промышленности республики на протяжении двух десятилетий, считают руководители компании «Инфинити Даймондс».
Вадим АДАМОВ, заместитель гендиректора «Инфинити Даймондс»:
— Для вхождения в ТОР у алмазно-бриллиантового комплекса республики есть целый ряд веских оснований. При вхождении в ТОСЭР налоги на прибыль, имущество, землю первые пять лет не платятся. За счет высвобожденных средств новые резиденты могли бы провести техническое перевооружение, создать инновационные производства, чтобы гранить весь спектр сырья, включая самый мелкий, востребованный на российском рынке.
Автоматическое производство станет привлекательным для молодежи. Вхождение в ТОСЭР поможет повысить обучаемость персонала, привлечь для их подготовки высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.
Владислав ИЛЬИН, «Инфинити Даймондс»:
— Сегодня гранильные предприятия работают в основном на израильском и индийском оборудовании, которому 15–20 лет. По мировым стандартам оно устарело. Но задача состоит даже не просто в замене станков, а в приобретении новых программных продуктов для производства бриллиантов. Например, израильская фирма «Сарин» обладает ноу-хау, позволяющим делать лазерную разметку и распиловку камня. Стоит оно 50 тысяч долларов, с ввозными пошлинами и НДС получается 75 тысяч. Приобрести его по этим ценам никто не сможет. В рамках ТОСЭР оно бы стоило с транспортными затратами на 20 с лишним тысяч долларов дешевле.
Для спецразмера и уникальных камней сегодня выпускается высокотехнологичное оборудование, исключающее любые риски при обработке сырья. Но стоит оно очень дорого и даже в Москве не у всех гранильных предприятий есть. Чтобы огранять крупные алмазы для растущего рынка стран АТР, за которым будущее, резиденты АБК могли бы приобрести его на долевых условиях.
Исходные условия
По итогам 2015 года добыча алмазов в Якутии увеличилась на 5,4%, в стоимостной оценке на 4,4% к уровню 2014 года, но при этом финансовый результат уменьшился на 8,5%. Вполне возможно, что в этом году «АЛРОСА» будет добывать алмазов столько, сколько сможет продать. Об этом, в частности, говорил в интервью нашей газете председатель бюджетного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Юрий Николаев.
В таких условиях рост производства бриллиантов маловероятен. Даже в прошлом, более благоприятном году установленные задания предприятиями гранильной промышленности были выполнены на 79% к плану и 58% к уровню 2014 года. В 2016‑м перекрыть прошлогодний результат вряд ли получится. Соответственно, и выпуск ювелирных изделий тоже сократится.
Источник: газета «Якутия»