Аграрный алгоритм: Кто может рассчитывать на государственную поддержку в Якутии

344

Почему минимальная заготовительная цена за килограмм молока приравнена именно к 45 рублям? По какой цене заготовители будут принимать у селян мясо, картофель, овощи, зерно и дикоросы? Кто может рассчитывать на государственную поддержку? Ответы на все эти вопросы прописаны в 15 нормативно-правовых актах, изданных после принятия в апреле прошлого года инициированного главой Якутии Егором Борисовым закона «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)».


Подзаконные механизмы

По сути, это и есть те самые новые механизмы реализации закона, вступившего в силу с 1 января текущего года. Документ, без всякого сомнения, знаменует собой начало нового этапа развития аграрной отрасли республики.

Среди 15-ти подзаконных актов есть и указы главы республики (по развитию животноводства и табунного коневодства, а также по внесению изменений в действующую государственную программу по развитию сельского хозяйства), постановления и распоряжения правительства республики и, собственно, приказы отраслевого министерства. Что характерно, в каждом документе дана исчерпывающая, практически пошаговая инструкция о том, как и в каких объемах селяне могут рассчитывать на помощь государства.

До адресата

Тут следует выделить один принципиальный момент. Законом прописано, что из республиканского бюджета на аграрную отрасль на каждый последующий год будет выделяться не меньше средств, чем в году минувшем. Проще говоря, господдержка отрасли будет только усиливаться.

Как известно, Якутия давно и прочно занимает лидирующие позиции по объемам финансирования села не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Теперь же правительство республики узаконило свой подход к отрасли, изменив при этом сам принцип господдержки. Она максимально прозрачна, и не менее 60 процентов выделенных средств теперь будет доходить до конкретного сельхозтоваропроизводителя.

Соответственно, теперь улусные управления сельского хозяйства, которым была передана часть государственных полномочий, включая распределение субсидий на молоко и других форм государственной поддержки, будут исполнять по больше части контрольно-консультационную роль.

Сколько?

Среди всех новых механизмов адресной поддержки селян, пожалуй, самое большое количество споров вызвала методика формирования рекомендуемой минимальной заготовительной цены на сельскохозяйственную и промысловую продукцию. На первом месте, конечно, молоко.

Как сообщил в своем недавнем интервью заместитель министра сельскохозяйственной и продовольственной политики республики Семен Потапов, по молоку минимальная заготовительная цена будет равна 45 рублям. «Она не случайна и абсолютно обоснована. Предварительно мы изучили нормативные расходы себестоимости выработки 1 кг молока во всех формах хозяйствующих субъектов – от личных подсобных хозяйств до крупных сельхозкооперативов и вышли именно на эту цифру», — подчеркнул он.

По словам Семена Потапова, были проанализированы и другие виды наиболее востребованных на рынке видов продукции. В итоге на этот год установлены следующие минимальные заготовительные цены: на говядину – 400 рублей за килограмм, конину — 315 руб., жеребятину — 370 руб., картофель – 26 руб., капусту – 22 руб. и на зерно – 15 рублей.

Кому и за что?

Другим важным фактором налаживания эффективного аграрного производства стало введение с 1 января Единого реестра субъектов деятельности в сельском хозяйстве, претендующих на получение господдержки.

Он формируется на добровольной основе, но при этом каждое хозяйство берет на себя целый ряд обязательств как по части выполнения плановых показателей, так и по отчетности перед Минсельхозом. Самое важное – они должны соблюдать технологии ведения сельскохозяйственного производства, сформулированные в вышеназванном базовом законе.

Контроль и учет

Понятно, что при этом государство значительно усилило контроль за расходованием выделенных средств. Недавние скандалы с печальными последствиями освоения бюджетных ассигнований в крупных и не очень хозяйствах Усть-Алданского и Намского улуса ярко показали необходимость принятия таких мер.

Соответственно, селянам придется приложить максимум усилий, для того чтобы осилить этот многоступенчатый, но столь необходимый аграрный алгоритм. Конечно, он сопряжен с немалой долей бюрократических процедур. Но ведь надо понимать, что в нынешних условиях необходимо учитывать эффективность освоения каждого бюджетного рубля.

Ну и в конце концов, как говорится, под лежачий камень вода, а в данном случае господдержка, не потечет. Вот почему глава республики Егор Борисов не устает повторять селянам о необходимости приспосабливать ведение своего хозяйства к современным рыночным методам. Прежде всего — финансово-экономическим.

Как видно, теперь благодаря разработанным в недрах правительства республики и Минсельхоза документам аграрники могут прикинуть свои доходы еще до наступления того же сезона большого молока или осеннего забоя. И исходя из этого грамотно рассчитать свои первоначальные расходы. Судя по обилию машин на стоянке перед Минсельхозом, люди восприняли закон с пониманием.