Уполномоченный по защите прав предпринимателей Айталина Соколова в интервью ЯСИА сообщила, что необходимо сделать для создания привлекательного инвестиционного климата в регионе. По ее словам, Якутия постепенно движется к преобразованиям в этой сфере.
Напомним, недавно стало известно, что в структуре органов исполнительной власти республики произойдут изменения. Так, министерство по делам предпринимательства и развития туризма может войти в состав нового ведомства — Мининвестразвития.
— Насколько важен бизнес-климат для развития региона?
— Создание инвестиционного климата в регионе – первостепенная задача. Укрепление бизнеса и инвестиционной привлекательности позволит создать дополнительный импульс в развитии экономики субъекта. Таков общий тренд, приоритет которого обозначен руководством страны.
Существуют внутренние инвестиции, когда местный бизнес вкладывает средства в проекты. Есть и внешние инвестиции, в том числе иностранные. Как альтернативный механизм развития первых можно рассматривать деятельность государства, направленную на открытость госзаказов и стимулирование конкуренции. Надо признать, что корпорации, которые работают в Якутии, хоть и говорят, что взаимодействуют с малым бизнесом, все еще достаточно закрыты.
Большие проекты, связанные с производством и переработкой, никуда не уйдут. Они наиболее эффективны из-за наших особенностей – транспорт, удаленность, климат и прочее.
Более того, есть проблемы, связанные с недостаточным предложением на рынке Якутии, ведь местные производители товаров и услуг не могут удовлетворить все потребности крупного бизнеса. Неконкурентоспособность продукции тоже является сдерживающим фактором для привлечения инвестиций, разница лишь в том, что на это мы сами можем и должны повлиять.
Госкомзакупок и аппарат уполномоченного решили, что будем совместно поднимать вопросы неконкурентных сфер бизнеса, где есть реальные возможности для создания новых рынков.
Недавно на форуме во Владивостоке были организованы различные площадки по обсуждению проблем привлечения иностранных инвесторов. Меня как бизнес-омбудсмена больше беспокоят вопросы правоприменения, так как эта проблема является основным индикатором бизнес-климата в том или ином регионе для внешних инвесторов. Прежде чем прийти в субъект, они изучают информацию из открытых источников. Например, практику Арбитражного суда, где видно, какие возникают споры, конфликты и так далее. Это в целом можно назвать «культурой правоприменения». Мы можем писать какие угодно законы, но если они не работают или не применяются на практике, то это является зоной риска для инвесторов.
К сожалению, в России очень слабо развита система медиации. В Китае по госпрограмме было подготовлено около миллиона профессиональных медиаторов, которые на соответствующем уровне занимались вопросами урегулирования межкорпоративных конфликтов. Более того, медиация возможна, только если обе стороны не на словах, а на деле готовы идти на уступки ради результата. Нужно учиться говорить, слушать и слышать, искать точки взаимодействия.
— Что нужно делать для повышения инвестиционной привлекательности?
— Существует национальный рейтинг, по которому оценивается эффект от деятельности региональных властей по улучшению бизнес-среды. Инвестор не придет в субъект, если не будет чувствовать безопасность и соответствующую атмосферу для развития его бизнеса.
В этом рейтинге показатели республики снизились по сравнению с прошлыми годами. Но тут надо учитывать, что раньше было и меньше регионов. Бизнес-сообщество сегодня сильно активизировалось, его вовлекают в обсуждение проблем предпринимателей.
Инвесторы считают так: если местному бизнесу в регионе плохо, то почему нам будет хорошо? Это системная проблема.
Предприниматель стремится к простоте и удобству – принес документ и получил ответ. К сожалению, сегодня не все вопросы решаются в оперативном порядке.
Государственная машина еще не готова предоставлять клиентоориентированные услуги. Можно назвать это «болезнью роста», раньше была плановая экономика, структура государства строилась на других механизмах, а сейчас этот процесс полностью перестроен. Например, активизирует работу сеть МФЦ с проектом для малого бизнеса. В перспективе он станет одной из опор для развития предпринимательства не только в центре Якутии, но и в отдаленных улусах, что очень важно. В дальнейшем мы планируем подписать соглашение о взаимодействии с Многофункциональным центром в части открытия возможностей для приема обращений и жалоб от бизнесменов через единые окна МФЦ в каждом улусе.
Пример успешной модели — проект, связанный с оптимизацией процедур в городских поликлиниках. Сейчас записаться по электронной очереди не составляет большого труда. Люди постепенно начинают забывать, как было раньше. Все меняется к лучшему.
Шаг навстречу: Власти Якутии снизят налоговую нагрузку на малый бизнес