Александр Горбунов: Рок-музыканты стали выбирать легкие пути

5160

Главный летний рок-фестиваль Sounds of Sakha стал очередным громким событием в культурной жизни Якутска. Александр Горбунов, один из организаторов мероприятия, рассказал ЯСИА о том, как в столице республики развивается один из популярнейших жанров музыки.


— Какие рок-концерты тебе особо запомнились?

— Я был на одном из первых мероприятий, которое организовало концертное агентство «Anno Domini», теперь уже мои друзья. Это был концерт рок-музыкантов «Unplugged». Все просто пришли со своими гитарами и играли акустику. Позже уже, в 2008 году, прошёл концерт «Пятница 13». Это были выступления групп в совершенно разных жанрах: дэт-метал, металкор, трэш-метал, симфонил-метал, хаотик-хардкор.

Помню, как раньше в «Драконе» проводили такие мероприятия, как Неформат. Суть была в том, что представители разных жанров собирались вместе, договаривались за пару недель до концерта о записи совместных песен, выступали с ними. И рокеры, и рэперы тесно сотрудничали тогда. И всем было приятно увидеть своего друга-рэпера с тяжелым рифом или гитариста, который подыгрывает рэп-исполнителю.

Настоящий подъем рок-культуры произошел в 2012 году. Тогда на первый концерт ROCK MOROZ пришло около тысячи человек. Клуб «Б-52» заполнился под завязку, и это было немыслимо. Город у нас реально зажил. Были краудфандинговые компании, и ребята самостоятельно собирали сто тысяч на свои любимые группы. Просто некоторые музыканты работают без гонорара: мы оплачивали им проезд, и они выступали.  Так состоялись выступления «Bicycles for Afghanistan», «Bolo», показ документального фильма «Здорово и вечно» о легендарной группе «Гражданская оборона».

Конечно, не могу не упомянуть о выступлениях таких музыкальных коллективов, как Cannibal Corpse, Enter Shikari, AMATORY, Психея, Последние Танки В Париже, Jane Air, Слот.

Кстати, когда я пришел на первый концерт, подумал: тоже хочу работать со всеми этими ребятами, заниматься общим делом, участвовать в организации концертов. Это получилось, чему я очень рад.

— Чем фестиваль Sounds of Sakha полезен для рок-культуры?

— Наш фестиваль объединяет творческих людей. Считаю, что, если взаимодействие ребят из разных сфер деятельности не поддерживается, появляется вторичность, и люди начинают «вариться в самих себе». Sounds of Sakha позволяет создать интересное сотрудничество, ведь у нас проводятся и выступления музыкальных коллективов, и выставка молодых художников-дизайнеров, и ярмарка Marketplace. Допустим, музыкантам может понадобиться обложка для альбома или мерч. Они могут здесь же обратиться к дизайнерам или к ребятам с ярмарки. В этом заключается особенность фестиваля.

Кроме того, у нас есть хэдлайнеры. Это «лицо» фестиваля, его визитная карточка и одновременно обмен опытом. Самим музыкантам полезно, когда есть приезжие гости. Перед фестивалем ко мне подходит парень и говорит: «Почему вы из мультитрека включаете только гитару? Включите все вместе». А я говорю, что это не гитара в записи, а парень играет на сцене. Он удивляется: «Такое звукоизвлечение разве бывает?». Вот это интересно. И когда видишь, что четыре человека на сцене показывают мощное шоу, это невероятно заряжает.

Сейчас очень важен медиа-контент. Поэтому мы для каждого коллектива делаем запись его LIVE-выступления. Прописываем его с четырех камер, записываем с пульта звук. Многие знают, что далеко не у всех профессиональных музыкантов есть такие видео. И с этим группа может пойти дальше. Они могут отправить видео на какой-либо фестиваль и куда-то полететь. Мне очень жаль, что часто музыканты этим не пользуются. Некоторые даже не делают перепост в свой паблик. Многие не могут разместить качественную фотографию с концерта на своей странице в интернете. Мы же все это делаем для них и хотим, чтоб они этим пользовались.

— Выгодно ли проводить рок-фестивали в Якутске?

— Мы даже не пытаемся заработать на нашем фестивале. Основное желание — помимо того, чтобы организовать большой праздник, не заработать, а «уйти в ноль». Жаль, что сейчас люди зачастую не понимают: если они один раз не придут на концерт, то этого концерта в следующий раз может и не быть. В этом плане мои прогнозы несколько не оптимистичны. Все зависит от зрителя, насколько он всё это поддержит. Организаторы могут делать много и даже больше!

— Есть ли у рок-сообщества поддержка со стороны?

— Есть люди, которые очень много личных ресурсов и сил вкладывают в развитие рок-музыки в Якутске. Мне кажется, они действительно чем-то жертвуют ради этого. Что касается фестиваля, мы сотрудничаем со многими магазинами города, которые предоставляют призы для розыгрышей. Многие ребята из рэп-тусовки поддерживают наш фестиваль.

— Как у нас изменилось отношение к музыке среди самих исполнителей?

— Мне кажется, сейчас ребятам неинтересно стараться, и все обесценилось. Думаю, ценность потерялась из-за того, что появился легкий путь. Раньше это был целый квест: добраться до концерта, познакомиться со старшими товарищами. Сегодня музыкант может купить себе гитару за пять тысяч, выучить три-четыре аккорда, и его возьмут в команду, потому что играть больше некому. И хвалят зачастую тех ребят, которые исполняют не так хорошо, как могли бы.

В настоящее время в музыке ценятся простота и минимализм. Здесь можно провести параллель с клауд-рэпом, в котором есть стиль, но не более. Очень популярны экстремальные стили панка, где зачастую используются те же три-четыре аккорда, и они быстро играются. И молодежь вдохновляется именно этим. Отпадает действительно сложный и интересный подход к музыке.

Считаю, музыка должна быть честной и эмоциональной. Настоящие эмоции – это интересно. Для многих же в наше время первичны мода и хайп. Они хотят преподнести в первую очередь себя, а только потом – свою музыку. Сейчас даже идейные люди опускают руки, так как весь энтузиазм пресекается на корню.

Наверное, интернет тоже испортил движуху. Конечно, проще встретиться и легче узнать о чем-то благодаря соцсетям, но по этой же причине на рок-сходки мало кто ходит. Можно же посмотреть видеоотчет. Вот сейчас, когда интернет стал по-настоящему доступен, народу стало просто неинтересно во все вникать. Рынок перенасыщен контентом, поэтому людям приходится выбирать, и у кого-то появляется очень жесткий фильтр на всё.

При этом есть несколько панк-коллективов, музыка которых востребована за пределами Якутии даже больше, чем здесь. Например, «Шарм СС», «Карамельный Узник», «Имя твоей бывшей», «Женская дисгармония».

— Как насчет возможности приобрести хорошую и качественную аппаратуру?

— Мы теперь можем позволить себе классное оборудование, поставить лучший звук, лучший свет, экраны. Раньше это была большая проблема — тяжело привезти, все дорого. Сегодня работают прокатные агентства. Я никогда не мог представить, что у меня будет такая гитара, как сейчас. Однако в настоящее время играть некому на этих инструментах, некому в руки все это взять. У нас стало все доступно, но этим никто не пользуется. Как оборудованием, посещением мероприятий, так и контентом в интернете.

— Собирают ли наши рок-музыканты достаточное количество людей на своих концертах?

— Зачастую концерты якутских групп собирают больше людей, чем хэдлайнеры. Наверное, потому что наши музыканты – крутые. Люди, возможно, думают: «А зачем переплачивать?».

Сейчас очень многое делает молодежь. Хочется, чтобы они не сбавляли обороты, не переезжали. Все хотят уехать куда-то, жить в каком-то новом мире. Сделайте что-то здесь, а потом уезжайте туда. Считаю, что, не добившись определенного успеха в пункте А, в пункте В ты ничего не сделаешь. Это как новый уровень, это всегда сложнее. Справься с первым уровнем, а потом беги на своего босса.

— Как поменялось отношение к рок-музыке в целом?

— Помню такой случай. 2008 год, мы сидим около памятника на площади Ленина, слушаем песни с портативной колонки Walkman. К нам подходят сотрудники милиции и просят не шуметь в общественном месте, выключить музыку. Не из-за громкости, а именно эту. Нам тогда было немного обидно.

А в 2016 году на одной из главных площадей города, на площади Орджоникидзе, проводится чемпионат по «Guitar Hero», где играет музыка наших любимых рок-групп. Находясь там, в какой-то момент просто отошел, посмотрел на всё это. И это был некий внутренний триумф, внутренняя победа.

— Извлек ли ты какой-то жизненный опыт из своей деятельности?

— Необходимо больше времени уделять музыке, а не тусовкам. Работать над собой, над оборудованием. И тогда может появиться возможность сделать что-то реально значимое и оставить некий след в истории.

В свое время я взял за основу мысль о том, что ко всему надо относиться с пониманием. Сейчас очень много движений, некоторые из них я в свои 23 года не понимаю. Но пытаюсь. И, вообще, я проще отношусь к молодежи, к тому, чем она занимается, как выглядит. Мне кажется, что единственно верный подход один: просто быть добрым к человеку и уважать его.