Алексей Стручков: Продолжается планомерная работа по обеспечению взаимодействия между органами власти республики и федеральным центром

Отстаивание позиций республики на федеральном уровне, поиск инвесторов — приоритетные направления постоянного представительства Якутии при президенте РФ. Об основных итогах 2015 года ЯСИА рассказал руководитель постпредства Алексей Стручков.

153

— Какие основные события уходящего года Вы могли бы отметить?

— Наша главная задача — обеспечение взаимодействия органов власти Республики Саха (Якутия) с федеральными органами исполнительной власти. В этом году здесь на московских и других площадках можно отметить несколько крупных и знаковых событий. Конечно, это создание и первое заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, которое состоялось в первом квартале этого года. Это орган, в чьи полномочия входит определение и обеспечение контроля по реализации госполитики в Арктическом регионе.

Конечно, это работа правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока, в том числе подкомиссии по инвестпроектам, где прошла защита проектов, представленных республикой на федеральном уровне. Это наши два проекта — по созданию Таёжного горно-обогатительного комбината и по развитию Инаглинского угольного комплекса, которые включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов Дальнего Востока и получают меры государственной поддержки для создания инфраструктуры.

Это работа, начатая несколько лет назад, была завершена в текущем году, и проекты приобретают уже реальные контуры.

Еще один знаковый результат — это ТОСЭР «Кангалассы». Кластер по производству строительных материалов и изделий, востребованных экономикой и рынком.

Мы также продолжили работу по участию республики в федеральных программах — ФЦП и ФАИП. Те объемы финансирования, которые мы получаем в текущем году — это более 26 млрд рублей, тоже результат деятельности постпредства по организации взаимодействия между федеральными и республиканскими органами власти.

В целом, в 2015 году мы провели более 60 встреч главы республики, председателей правительства с руководством РФ, федеральными министрами и другими руководителями.

К числу серьезных мероприятий необходимо отнести организацию переговоров с представителями китайских компаний по их возможному участию в реализации проекта по строительству мостового перехода в районе города Якутска. Результатом этой работы стало подписание меморандума о взаимопонимании в рамках Транспортной недели в Москве в начале декабря.

Также мы провели ряд встреч с дипломатическими кругами — в посольствах КНР, Республики Корея, Швейцарии. На этих встречах речь шла о возможных совместных проектах, которые можно реализовать на территории Якутии.

Надо сказать, что к республике проявляют достаточно серьезное внимание и большой интерес. Прежде всего, речь идет о создании инфраструктуры и разработке минерально-сырьевой базы, а также в социальной сфере. Примером этому является выход на подписание договора по реализации проектов на условиях или с применением государственно-частного партнерства в социальной сфере по строительству соцобъектов в городе Якутске. Это первая ласточка, но я думаю, здесь будут позитивные результаты. Инвесторы будут вкладывать деньги в проектирование и строительство, а впоследствии эти средства будут возмещаться на условиях либо концессии, либо на условиях ГЧП.

— Насколько в нынешних непростых экономических условиях эти проекты могут быть реализованы?

— Вы абсолютно правы, говоря сейчас о непростой ситуации. Прежде всего, это связано со снижением инвестиционной активности. Но в отношении нашей республики надо сказать, что в текущем и в 2016 годах сохранится положительная динамика инвестиций в основной капитал. Это связано с тем, что на территории республики начата реализация такого крупного проекта, как «Сила Сибири». Естественно, что объем капитальных вложений в этот проект будет замещать выбывающие инвестиции в других секторах экономики. Но, в целом, говоря о том, что падает интерес инвесторов, надо сказать, что период стагнации, хоть и не прошел в полной мере, но тем не менее элементы стабилизации мы наблюдаем, и в связи с этим хочется надеяться, что в 2016 году начнется фаза активизации инвесторов. Но здесь прежде всего и мы сами должны создавать условия для привлечения инвестиций. В этом направлении первые шаги нами сделаны. Это принятие Инвестиционной стратегии Якутии, это республиканский закон о ГЧП, это вступление в силу с 1 января 2016 года аналогичного федерального закона. Я думаю, все эти меры будут создавать основы для прихода инвесторов и появления новых проектов.

— Говоря о взаимодействии с федеральными органами власти, насколько сложно приходится отстаивать региональные особенности Якутии?

— На самом деле, достаточно непросто. Нельзя сказать, что в методиках, которые сегодня существуют, не учитываются особенности республики. Они учитываются, хотя может быть и не в полной мере и не вся имеющаяся специфика. Что я имею ввиду? Ну взять к примеру субсидии на авиаперелеты с Дальнего Востока в центральную часть страны или межрегиональные авиаперевозки. В соответствии с нормами ФЗ-184 то, что касается внутрирегиональных авиаперевозок — это полномочия субъектов. Но одно дело, когда мы говорим о небольшой территории, скажем в 100 тыс. кв км или даже меньше и совсем другое дело, когда речь идет о Якутии с площадью более 3 млн кв. км. То есть расстояние между райцентрами и столицей субъекта порой превышает 2,5 тыс. км. И в этих условиях, с учетом фактической стоимости авиаперевозок, конечно нельзя говорить, что это были бы исключительно полномочия субъекта. В связи с этим мы предлагаем Министерству транспорта РФ применить практику так называемого «сквозного проезда». То есть от населенного пункта на территории Якутии, через узловой республиканский аэропорт и далее до пункта назначения. Это предложение в принципе поддерживается — рассматривается и Росавиацией, и соответствующим департаментом Минтранса РФ. Пока решение не принято. Но сейчас идет подготовка решения правительства РФ о внесении изменений в постановление в части субсидирования авиаперевозок. Я думаю, какие-то новации там появятся, в том числе и по внутрирегиональным авиаперевозкам.

Это одна особенность. Второй вопрос, что некоторые методики дотаций и субсидий учитывают количество населения, но при этом не всегда принимается во внимание плотность. Представьте себе какой-нибудь район крупного мегаполиса с населением в полмиллиона и всю территорию Якутии, где проживает 960 тыс. человек. С учетом плотности населения соответственно расходы на единицу не сопоставимы и велики. Об этом мы говорим, и есть понимание на уровне наших коллег в федеральных органах власти. Так что, можно сказать, такими небольшими шагами вперед мы сможем преодолеть существующие разночтения.

Тем не менее, в ряде федеральных органов власти существует мнение, что Конституция — основной закон, един для всех граждан и, соответственно, создавать отдельные преференции для субъектов считается неверным. Хотя я считаю, что это не так. Особенности такого большого субъекта, как Якутия — уклада жизни, территориального устройства, плотности населения, безусловно должны учитываться в методиках при расчете объемов финансовой помощи из федерального бюджета.