Борец с коррупцией и его команда

631

В 2012 году в регионе появилась новая структура – Департамент по противодействию коррупции и взаимодействию с правоохранительными органами, который позже был преобразован в Департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений при главе Якутии. Полгода назад департамент прекратил свое существование, реорганизовавшись в отдельное юридическое лицо – Управление при главе республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений. О произошедших изменениях и текущей деятельности мы поговорили с руководителем Федором Борисовым.


Неоплаченные налоги и штрафы

— Федор Михайлович, отделившись от администрации главы, насколько вы стали автономны? Кому сейчас подотчетны?

— Как и ранее, мы подотчетны только главе республики, по распоряжению которого проводятся все проверки. Также все доклады предоставляются главе, он осуществляет контроль за доходами и расходами, а мы — орган, который реализует его полномочия в сфере противодействия коррупции.

— В Крыму существует комитет по противодействию коррупции, в Татарстане — управление по антикоррупционной политике. В названиях подобных органов употребляется в основном слово «антикоррупционный». Почему у нас в названии «профилактика»?

— По закону о противодействии коррупции борьба с коррупцией делится на три направления. Первое — собственно борьба с коррупцией — это прерогатива правоохранительных органов. Есть минимизация последствий коррупции — это полномочия уголовно-исполнительной системы и службы судебных приставов, поскольку они исполняют решения суда. И, наконец, то, чем занимаемся мы — профилактика. Название «профилактика» придумано не нами. По указу президента России было разработано типовое положение с названиями указанных подразделений, поэтому мы так и называемся.

— Но ведь есть надзорные органы — та же прокуратура, например. Проверки коррупциогенности входят в их компетенцию. Не получается ли, что вы их дублируете?

— Это не так. Прокуратура в основном выявляет уже свершившиеся факты коррупции, мы же работаем на опережение, на предотвращение таких правонарушений. Проводим также проверки и по уже свершившимся правонарушениям, в том числе и по представлениям прокуратуры.

— Что подразумевается под «иными правонарушениями», о которых идет речь в названии управления?

— Что касается госслужащих и претендентов на должности, то под нашим вниманием находятся неоплаченные ими налоги, штрафы, взыскания по исполнительным листам, то есть неисполненные судебные решения, а также нарушения, связанные с регистрацией по месту жительства при трудоустройстве.

На контроле министры и депутаты

— Кого конкретно и на предмет чего вы проверяете? Кто является инициатором проверки?

— Проверяются лица, замещающие государственные должности — это ранг членов правительства, а также государственные гражданские служащие категории «руководители» — заместители министров, руководители департаментов и комитетов, в том числе претенденты на данные должности. Мы проверяем сведения об их доходах и расходах и наличие возможного конфликта интересов на службе. Как я уже сказал выше, все проверки проводятся только по распоряжению главы республики.

— Наверное, не только распоряжения главы могут стать основанием для проверки?

— Сообщения о случаях коррупции могут поступать как от правоохранительных органов, СМИ, так и от граждан.

— Вот, кстати, о гражданах. Как они могут к вам обратиться и обращаются ли?

— Обращаются. Есть телефон доверия, он указан на нашем официальном сайте, номер 50-70-70. Только за 2015 год Управление рассмотрело и разрешило 39 обращений граждан. На телефон доверия поступило три обращения, из них информация по двум обращениям для рассмотрения по существу направлена в УБЭПиПК МВД по РС(Я), по одному обращению в ходе проведения проверки поступило письменное заявление о прекращении в связи с устранением нарушений.

В настоящее время одна из проверок проводится также по обращению гражданина на телефон доверия.

Привлечены к ответственности

— Самый главный вопрос, на который, безусловно, хотели бы получить ответ читатели: были ли случаи, когда наши чиновники привлекались к ответственности за коррупционные правонарушения?

— Да, были. Возьмем этот год. С января по сентябрь 2016 года главой республики вынесено 24 распоряжения о проведении проверок по фактам коррупционных правонарушений. Из них в отношении лиц, замещающих государственные должности, проведено пять проверок, в отношении государственных гражданских служащих категории «руководители» — 18, и еще одна — в отношении лица, претендующего на должность.

88 проверок проведено в отношении лиц, претендующих на должность, в том числе и уже назначенных на должность. Из них согласовано на замещение должности 79 претендентов, девять претендентов не согласованы на замещение должности.
На сегодняшний день закончено десять проверок, из них двое государственных гражданских служащих категории «руководители» привлечены к дисциплинарной ответственности в виде выговора, на республиканскую комиссию по конфликту интересов будут направлены трое, на комиссию по координации работы по противодействию коррупции в республике — одно лицо, замещающее государственную должность.

— Вас, наверное, боятся, не любят чиновники?

— Ну, во-первых, мы не карательный орган. У нас нет полномочий наказывать, поэтому причин бояться нас я не вижу. А вообще чего опасаться чиновнику, который не совершает никаких правонарушений? Бояться должны те, кто укрывает доходы, потому что при обнаружении нарушений мы подходим к этому вопросу очень принципиально и компетентно. Сам глава ставит вопрос таким образом, чтобы полностью очистить ряды от таких людей.

— Насколько должны быть чисты перед законом и перед своей собственной совестью люди, которые проверяют других? Как их отбирали?

— Требования к нашим сотрудникам, конечно, выше, чем у всех остальных, поэтому отбор был жестче. Поскольку антикоррупционная деятельность должна основываться на честности, принципиальности и высоком профессионализме, все наши сотрудники предварительно прошли проверку в соответствующих органах.

— Наверное, это бывшие прокуроры?

— Не все, но в основном, вы правы, у нас работают бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые положительно зарекомендовали себя на прежней службе.

— Федор Михайлович, в завершение нашей беседы, что бы вы отметили в своей работе за прошедший год и какие приоритетные задачи ставите перед управлением на будущее?

— Мы первыми в России стали самостоятельной структурой, в нашей работе это самое необходимое — не зависеть от тех лиц, в отношении кого мы проводим проверки. Мы ведем просветительскую работу: читаем лекции в трудовых и учебных коллективах, заключили соглашения на проведение таких лекций с СВФУ, институтом управления при главе республики, с обществом «Знание», с которым мы сотрудничаем очень тесно.

Не ограничиваемся только органами госвласти, но также очень активно выезжаем в районы, освещая нашу работу и проводя профилактические беседы среди муниципалов, оказываем коллегам практическую и методическую помощь. Мы включились в работу по грантам, чтобы исключить в этом сегменте коррупционные проявления.

На следующий год мы будем усиливать работу по всем направлениям и займемся антикоррупционным воспитанием молодежи, студентов и школьников.