Через тернии к звездам: К чему стремится крупнейший вуз северо-востока России?

849

Открытый в 2009 году по инициативе руководства Якутии Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова является флагманом высшего профессионального образования и одним из центров научно-исследовательской, инновационной деятельности республики. О сегодняшнем дне и ближайших планах крупнейшего вуза на северо-востоке страны рассказывает ректор Евгения Михайлова.


— Евгения Исаевна, создание федерального университета является частью модернизации высшего профессионального образования в России. Что это дало образовательному учреждению, кроме повышения статуса?

— После того, как наш Якутский государственный университет получил статус федерального, мы параллельно работали над тем, чтобы в положения нового закона «Об образовании в РФ», который был принят в 2012 году, были включены статьи, касающиеся федеральных университетов. Это нами было достигнуто, как и то, что через каждые пять лет правительство страны принимает и утверждает программу федеральных университетов. Это, конечно, обязывает ко многому.

Например, сегодня мы, как и все высшие учебные заведения, не просто занимаемся подготовкой кадров и обеспечением производственной практики. Наша задача -создавать рабочие места.

Мы это делаем через малые инновационные предприятия (МИП). Работаем над тем, чтобы наши преподаватели и ученые, их разработки, новые предложения, инновационные технологии находили поддержку и реальное воплощение.

К примеру, наши МИПы строят жилые дома в сельской местности, занимаются благоустройством жилья. Благодаря поддержке главы республики Егора Борисова, мы сегодня хотим создать строительный кластер. Осенью этого года университет будет участвовать в федеральном конкурсе.

При поддержке главы и правительства республики, министерства профессионального образования мы разработали проект, написали концепцию по созданию медицинского концепциума, открыли медицинскую клинику, стоматологическую поликлинику. Сейчас наше министерство здравоохранения поддержало открытие центра процессионной медицины, где открыт инновационный центр с роботами, анатомами и так далее. Сегодня будущие врачи на роботах изучают симптомы, болезни.

Современное образование невозможно без объединения теории и практики. Поэтому мы обратились к правительству республики, в Минобрнауки, Минздрав РФ с инициативой о строительстве лабораторного корпуса медицинского института СВФУ. Надо сказать, что идея была поддержана, чему мы очень рады. Сегодня уже выделен земельный участок в 68 квартале города Якутска площадью 6,5 гектаров, где будет построены учебно-лабораторный корпус, общежитие, дома для преподавателей.

— Какие изменения произошли в образовательном процессе с точки зрения научно-исследовательской деятельности, ведь это неотъемлемая часть современной модели обучения?

— Лет десять назад образовательные программы для подготовки тех или иных кадров практически не поддерживались. Сегодня будущий специалист должен иметь практические навыки, проводить научные исследования, заниматься аналитической поисковой работой. Все это, конечно, приносит результат. Что касается модернизации науки, то здесь очень важно вместо управления тратами управлять результатами. Эффективность и результативность зависит от научных исследований и квалифицированных кадров, которые у нас есть.

Очень важное значение имеет инициатива Егора Афанасьевича Борисова, предложенная им в 2014 году, по проведению комплексных научных исследований в республике, которые должны стать основой для определения новых приоритетов развития Якутии. Эта идея получила поддержку президента РФ Владимира Путина, председателя правительства страны Дмитрия Медведева, Российской академии наук.

Надо сказать, что СВФУ, наряду с другими научными учреждениями, принимает самое активное участие в организации и проведении этих исследований. Минобрнауки РФ на 2016 год выделил нам на выполнение  госзадания по данному направлению 110 миллионов рублей, чему мы, конечно, очень рады. И со стороны республики, надеемся, софинансирование будет где-то в пределах 100 миллионов на реализацию проектов, разработанных нашими творческими коллективами.

Мы очень заинтересованы в проведении этих научных исследований — есть и преподаватели, и ученые, которые могут принести серьезную пользу.

— Евгения Исаевна, какие еще новые направления внедряются?

— Как вы знаете, система дополнительного образования объявлена одним из приоритетов. В рамках государственной программы в ближайшие годы 75% школьников должны быть охвачены учреждениями дополнительного образования, это и художественные, и музыкальные школы, школы искусств, спортивные школы. Речь идет не просто о кружках, скажем, кройки шитья, но и они тоже будут, мы говорим о поиске талантливых детей, раскрытии их способностей. Приятно, что глава республики поддержал идею открытия специальной школы для одаренных детей. Всего в стране будет открыто пять таких школ, и одна из них — университетский лицей, который создадут на базе СВФУ. Работу мы уже начали. Необходимо добавить, что наш вуз проводит межпредметную олимпиаду, в которой ежегодно участвуют до 40 тысяч школьников.

Продолжается сотрудничество с другими федеральными и зарубежными университетами и институтами. Это нужно прежде всего для повышения уровня преподавания, обмена опытом. Возьмем такой новый аспект, как предоставление услуг образования. Например, у нас есть строительное направление – мы отобрали ребят, они учатся по специальности и, получая диплом инженера, строителя или горняка, параллельно овладевают профессией столяра, каменщика и др. Это же касается наших медиков, которые успевают во время обучения и практики поработать нянечками, санитарками, а впоследствии могут еще работать социальными педагогами, психологами. Такое междисциплинарное обучение специалистов очень важно. Ведь главнейшей задачей федеральных вузов является участие в социально-экономическом развитии того региона, где находится университет.

— Мы знаем, что образовательная деятельность СВФУ не ограничивается одной республикой…

— Да, к нам прикреплены еще Чукотка, Камчатка и Магаданская область. Мы вместе с ними и работаем. Но, надо сказать, сегодня в наш университет поступает молодежь из 37 российских регионов и 40 иностранных государств. То есть уже мы не из одного региона набираем. У нас учатся студенты, например, из Вьетнама, Гайаны, Перу, стран Латинской Америки. Им здесь очень нравится. Достаточно быстро адаптируются к нашему климату, много общаются со сверстниками – ведь обучаются все на равных условиях. И, вы знаете, они все отмечают доброжелательное отношение жителей, особый «северный» менталитет. Я думаю, что это имеет большое значение, в том числе и для нас. Значит, в республике все спокойно, нет эксцессов, какой-то напряженности. С каждым годом растет число тех, кто хочет к нам приехать.