Депутаты Якутии приняли проект замечаний к концепции закона о «дальневосточном гектаре»

Парламент Якутии утвердил заключение по проекту закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в ДВФО». Документ включает более 10 замечаний и предложений, которыми якутские депутаты предлагают дополнить концепцию законопроекта.

381

С обзором предлагаемых изменений выступил глава профильного комитета парламента по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев. По его словам, разрабатывая документ, комитет постарался максимально отразить все замечания, поступившие в ходе общественного обсуждения законопроекта и работы межведомственной группы. Всего текст документа содержит более 10 замечаний. В их числе:

— за жителями закрепить преимущественное право получения земельного участка, для этого внедрять закон поэтапно, разрыв между этапами;

— ввести ценз «оседлости», который позволит исключить возможность приобретения земельного участка без постоянного проживания на территории ДВФО;

— отказывать в предоставлении участка, если он находится в границах территории с особыми условиями использования, территории имеющей статус земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, если участок покрыт лесными насаждениями, а также, если участок находится в границах учтенных или прогнозных запасов полезных ископаемых;

— обязательно наличие документации по планировке территории, которая есть в любом муниципальном образовании, если он находится во владении ранее учтенных правообладателей, получивших участок по «дачной амнистии»;

— при освоении участка установить приоритет для таких видов деятельности как: ведение личного подсобного хозяйства, индивидуальное жилищное строительство, крестьянско-фермерская деятельность, сельскохозяйственное производство;

— включить в проект закона нормы, обеспечивающие однократность процедуры получения земельного участка;

— при выделении участков учесть природно-климатические особенности вечной мерзлоты;

—  полномочия по определению органа, который будет контролировать распределение участков передать органам исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления;

—  предусмотреть для субъектов, где существует цифровое неравенство порядок письменного обращения для выделения земельного участка.

Предложенный отзыв на законопроект вызвал полемику среди депутатов. Основные замечания, которые были высказаны в адрес документа, касались того, что он не содержит конкретных поправок к тексту законопроекта, кроме того, парламентарии высказали опасения, что такое количество поправок рассматриваться не будет. Также депутаты говорили о потенциальных рисках принятия такого закона, например, что  земли могут перейти в руки олигархов, которые будут скупать их через подставных лиц с целью добычи полезных ископаемых, что это негативно отразится на территориях традиционного природопользования.

«Отзыв на законопроект — это выстрел в воздух, так мы ничего не добьёмся. Кроме того, 10 поправок — это слишком много, их никто рассматривать не будет. Необходимо сформулировать 1-3 основные поправки, принять их как постановление и направить в Госдуму», — высказался депутат Егор Жирков.

На это Владимир Прокопьев пояснил, что речь идет о первом чтении, поэтому согласно регламенту республиканский парламент может направить либо отзыв либо заключение по законопроекту. Что касается конкретных поправок в статьи закона, то они будут подготовлены ко второму чтению, которое пройдет 20 января 2016 года.

Депутат Иван Шамаев, предлагающий исключить Якутию из списка субъектов ДВФО, на территории которых будет реализован закон, попросил вынести это предложение на отдельное голосование в связи с тем, что его предложение не было поддержано на заседании комитета и не вошло в итоговый отзыв.  Такая возможность была ему предоставлена, большинством голосов предложение было отклонено.

«Это долгожданный закон, мы все давно ждали конкретных механизмов для реализации стратегии развития Дальнего Востока. Одним законом о ТОРах  Дальний Восток не сдвинуть с мёртвой точки… Думаю, что закон (о «дальневосточном гектаре», прим. ред.) примут, и если мы хотим, чтобы при этом были учтены наши региональные особенности, необходимо оформить предложения соответствующим образом. Только так есть шанс чего-то добиться», — депутат Александр Власов считает  волне возможным сформировать таблицу поправок ко второму чтению уже сейчас и приложить ее к отзыву.

Депутат Алексей Еремеев напомнил коллегам, что многие из потенциальных рисков, о которых они говорят, уже учтены в тех замечаниях, которые сформулировал комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии и призвал их к конструктивной работе над законопроектом.

«Предлагаю не устраивать полемику о том, нужен закон или нет, а начать конструктивную работу и грамотно вносить поправки. В противном случае мы сами себе противоречим: если мы не принимаем закон, то не можем вносить поправки», — сказал он, добавив, что необходимо подключить к этой работе депутатов Госдумы Михаила Николаева и Федота Тумусова, у которых также есть право законодательной инициативы.

Основная мысль, которая прозвучала в ходе обсуждения: закон все равно будет принят, и в самое ближайшее время, поэтому не следует тратить время и силы на попытки воспрепятствовать этому, а сосредоточится на том, чтобы итоговый документ учитывал особенности каждого субъекта ДВФО.

Так считает и глава Якутии Егор Борисов, который настаивает, чтобы до Госдумы была доведена четкая позиция республики.

«Законопроект предложен с учетом интересов Дальнего Востока… Эффективные механизмы по развитию для Дальнего Востока сейчас изучаются, но никаких стимулов для этого развития, кроме ТОР пока не предложено.  Закон о «дальневосточном гектаре» может стать одним из таких стимулов, поэтому, по всей вероятности, он будет поддержан. Нужно конструктивно взаимодействовать и с Госдумой, и с населением, объяснять, что за документы принимаются и как выгодно использовать закон, если его примут», — обратился он к членам парламента, призвав из дальше работать с Госдумой, особенно в части учета региональных особенностей, чтобы потом не приходилось тратить время на разъяснение этих особенностей и принятие «региональных» поправок.

«Позиция Якутии должна быть четко определена и доведена до депутатов Госдумы», — подчеркнул он.

Итог обсуждению подвел спикер якутского парламента Александр Жирков, по мнению которого новеллой при первом чтении должна стать переориентация законопроекта с Дальневосточного федерального округа в целом на отдельные его субъекты.

«Федеральный законодатель, когда говорит об особенностях, имеет ввиду весь Дальневосточный федеральный округ как объект приложения данного закона, и особенности рассматривает по отношении ко всему округу, а не отдельным субъектам.  Мы пытаемся донести мысль, что закон касается не только ДВФО, но и отдельных его субъектов, включая Якутию. Если нам удастся убедить федерального законодателя в правильности этого подхода, тогда мы свои предложения сможем продвинуть. До тех же пор пока будут рассматривать закон вкупе, будет трудно», — считает он.

Большинством голосов было принято решение о том, чтобы принять документ, подготовленный постоянным комитетом по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии за основу и до конца дня подготовить таблицу поправок в законопроект для второго чтения. Такую необходимость депутаты объяснили тем, что до 20 января провести пленарное заседание и утвердить соответствующее постановление не получится.