Георгий Степанов: Позаботиться о будущей пенсии необходимо здесь и сейчас

8932

Руководитель регионального отделения Пенсионного фонда России Георгий Степанов в интервью ЯСИА рассказал, как не остаться без пенсии и увеличить ее размер, а также сообщил о преимуществах информационных систем предоставления услуг.


– Георгий Михайлович, что делать, чтобы не остаться без пенсии? Что бы Вы посоветовали?

– Вопрос не праздный, но ответ на него довольно прост — нужно работать в соответствии с трудовым законодательством: получать официальную заработную плату, чтобы работодатель вовремя отчислял страховые взносы в Пенфонд. У человека в старости появляется право на страховую пенсию, если имеется определенное количество пенсионных баллов.

Данные баллы – это уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд и некоторые нестраховые периоды, например, время ухода за детьми или нетрудоспособными гражданами, служба в армии и так далее. Один балл человек может заработать за год, если его месячная зарплата не ниже одного МРОТ.

Основа пенсии – страховые взносы — складывается именно из «белой», то есть легальной зарплаты, которую выплачивает работодатель. Поэтому заботиться о будущей пенсии необходимо смолоду.

– Я бы хотел перейти к, пожалуй, наиболее часто задаваемому вопросу: что необходимо человеку для того, чтобы получать высокую страховую пенсию?

Формула проста: чем больше пенсионных баллов наберет гражданин за свою трудовую деятельность, тем больший размер пенсии получит. Чем продолжительнее срок, в течение которого уплачивались взносы, тем большая сумма отражена на вашем индивидуальном лицевом счете в Пенфонде России.

Итак, на размер пенсии влияют размер зарплаты, длительность страхового стажа, возраст обращения за страховой пенсией и стоимость одного балла, который ежегодно определяется правительством. Например, в 2016 году стоимость одного пенсионного балла была установлена в размере 74,27 рубля, в 2017 году – 78,58 рубля. Максимальное количество баллов, которое гражданин может сформировать в течение одного календарного года, ограничено и к 2021 году должно дойти до 10. В 2017 году оно составляет 8,26 балла.

– Получается, если выйти на пенсию позже, можно увеличить ее размер. Много ли людей воспользовались такой возможностью в Якутии?

– Повышающие коэффициенты, которые позволяют увеличить страховую пенсию по старости, начисляются, если человек откладывает обращение за ней: минимально – на один год, максимально – на 10 лет. Чем дольше срок отложенного обращения, тем выше премиальные коэффициенты, увеличивающие размер фиксированной выплаты, а также суммы пенсионных баллов.

– В Якутии пенсионный возраст наступает раньше на пять лет, чем в других регионах России. Имея меньший страховой стаж, не потеряют ли люди при балльной системе?

– Например, к 2021 году максимальное количество баллов, которое гражданин может заработать за один календарный год, будет ограничено 10. Теоретически, если человек выйдет на пенсию на пять лет позже, то может заработать 50 баллов, при этом к размеру его пенсии будут применены еще и повышающие коэффициенты. Таким образом, сумма окажется выше, чем в том случае, если он выйдет на досрочную, «северную» пенсию. Но гражданин, который назначит пенсию в установленное время, начнет получать ее на пять лет раньше. Вариант пенсионного обеспечения каждый вправе выбирать самостоятельно.

– Как узнать, сколько пенсионных баллов уже заработано и сколько это составляет в деньгах?

– В личном кабинете гражданина на сайте Пенсионного фонда или через портал госуслуг в режиме реального времени можно посмотреть стаж и все сведения о своей трудовой деятельности. Здесь можно увидеть количество накопленных пенсионных баллов. Чтобы узнать, сколько это в деньгах, количество баллов умножается на стоимость пенсионного коэффициента года назначения. Например, один пенсионный балл в 2017 году стоит 78,58 рубля. Там же можно посмотреть, все ли работодатели представили сведения в ПФР о вашей работе, сколько в определенный период времени работодатель уплатил за вас страховых взносов. Важно отметить, что все представленные сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Если человек считает, что какие-либо сведения учтены не полностью, у него есть возможность обратиться к работодателю для уточнения.

Для удобства пользователей в личном кабинете предусмотрена услуга мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина.

– Сегодня активно развиваются информационные системы предоставления услуг. А как с этим обстоят дела в республиканском отделении ПФР?

– Пенсионный фонд ежегодно расширяет сферу электронных государственных услуг. Это упрощает жизнь клиентам. С нашими большими расстояниями, развивающимися связью и интернетом электронные услуги Пенфонда становятся популярными. Якутяне имеют возможность с помощью сервисов ПФР, не проходя регистрацию на едином портале госуслуг, записаться на прием, заказать справки и документы, найти нужный территориальный орган ПФР, направить обращение или задать вопрос, сформировать платежный документ, а также воспользоваться калькулятором расчета пенсии.

Чтобы были доступны дополнительные электронные услуги, например, подача заявления о назначении пенсии или ее доставке, нужно пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг.

– Значит, пользователей электронных услуг становится больше?

– Да, с каждым годом в республике все больше граждан пользуются электронными услугами Пенсионного фонда. Если в прошлом году за назначением пенсии через информационную систему «Личный кабинет гражданина» и через портал госуслуг обратились более 8 тысяч человек, что составило 44,1% от общего количества поступивших заявлений, то только за первое полугодие 2017 года — около 7 тысяч якутян, а это уже 77,8%.

Пенсионный фонд рекомендует:

С помощью электронных услуг ПФР, не выходя из дома или офиса, можно подать заявление не только на назначение и выбор организации, осуществляющей доставку пенсии, но и на перерасчет размера пенсии, перевод на другой вид пенсии, на единовременную выплату или срочную пенсионную выплату из средств пенсионных накоплений.

Сервис по материнскому капиталу будет полезен для семей с детьми, услуга по подаче электронного заявления на установление ежемесячной денежной выплаты — инвалидам.

Буквально в мае этого года стала возможной подача электронного заявления на компенсацию фактически произведенных расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно неработающему пенсионеру.

Владельцы современных смартфонов и планшетов смогут получить необходимую информацию, связанную с оказанием социальных услуг ПФР, из мобильного приложения «ПФР Электронные сервисы». С его помощью вы получаете возможность пользоваться ключевыми функциями «Личного кабинета гражданина». Но основным преимуществом является то, что можно знакомиться с интересующей вас информацией в любом удобном месте. Необходим лишь доступ в интернет. Для того, чтобы воспользоваться всеми услугами мобильного приложения «ПФР электронные сервисы», гражданин также должен иметь регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и подтвержденную учетную запись.

Воспользоваться некоторыми услугами, доступными через приложение, можно и без регистрации на портале госуслуг. Так, с использованием службы геолокации приложение ПФР найдет ближайшую клиентскую службу Пенсионного фонда или МФЦ, предоставит возможность записаться на прием. Кроме того, через приложение можно заказать необходимые справки и документы, а также направить обращение в ПФР.