Художник-постановщик Саргылана Скрябина: Мы сами украшаем свою жизнь

4079

Развитие якутского кино было бы невозможным без усилий нового поколения кинематографистов. Корреспондент ЯСИА побеседовал с художником-постановщиком кино и телевидения, членом съемочной бригады кинокартины «Муммутар» Саргыланой Скрябиной, которая в свободное от работы время занимается живописью и графикой.


Саргылана Скрябина, художник-постановщик кино и телевидения, работала над полнометражными фильмами «Муммуттар» Алексея Амбросьева, «Вертолет» Михаила Лукачевского, «Кэрэл» Ильи Портнягина, «Аптаах дор5оон» Алексея Амбросьева и Александра Лукина, «Тойон Кыл» Эдуарда Новикова. Закончила Якутское художественное училище по специальности «Живопись» в 2012 г., художественный факультет ВГИК по специальности «Художник-постановщик кино и телевидения» в 2016 г.

— Как ты совмещаешь деятельность художника-постановщика и увлечение живописью?

— В кино я настроена на коллективную работу, которая требует высоких технических навыков, большой самоотдачи, необходимости мыслить творчески. Однако, для меня это и способ заработка, а живописью и графикой я занимаюсь для души. Мне хочется, чтобы оба эти направления сосуществовали органично.

— Какие нюансы можешь выделить в своей профессии?

— Художник-постановщик должен обладать не только творческими способностями, но и уметь организовать рабочий процесс. Необходимо донести свое видение до съемочной группы, тесно работать с оператором и режиссером. Мы вместе обсуждаем эскизы и подбор реквизита. Конечно, сложность заключается и в том, чтобы «уложиться» в бюджет и при этом всё сделать качественно.

Ночные этюды. Москва. Будайка. 2012 г.

Необходимо ярко показывать характеры персонажей, создавать атмосферу в кадре так, чтобы зрителям было понятно, в каком состоянии пребывает герой. Для этого используется множество способов: построение света, цветовые решения, использование подходящего реквизита.

Кроме того, большое значение в моей профессии имеет перенос идеи из головы на съемочную площадку. То чувство, которое появляется у меня, когда по моему эскизу строят декорации, а потом я вижу их в кадре — совершенно невероятное. Я думаю, что нам необходимо не только потреблять, но и создавать. Никто же не будет украшать нашу жизнь, кроме нас самих.

— Что включает в себя твой творческий процесс работы над картинами?

— Иногда во время просмотра старых эскизов появляются мысли о том, чтобы подкорректировать что-то. Иногда бывает так, что появляется идея и из нее вытекает техника, в которой я буду выполнять работу. Я стараюсь доводить начатое до конца, так как легко «перегореть» и отвлечься на другие мысли.

Вера-исповедь, 2014 г.

Я стараюсь работать в разных стилях, использовать разные краски — акварель, акрил, темпера, масло. Для меня важно, чтобы цвета гармонировали друг с другом. Я хочу, чтобы люди смотрели на мои работы и им становилось легко на душе. Каждая же работа несет свою энергетику.

Я часто вдохновляюсь работами импрессионистов и экспрессионистов, в частности Ван Гога, Модильяни. Кроме того, мне нравится советский реализм Чуйкова, символизм Петрова-Водкина, работы художественного объединения «Бубновый валет».

— Как начался твой путь в киноиндустрию?

— Я собиралась и готовилась поступать в ГИТИС на сценографа. Уже готовилась к этому, но позже мне посоветовали попробовать себя в кино. Я задумалась, заглянула на сайт ВГИКа и решилась. Тем более, что в Якутске таких специалистов мало.

«Возвращение ветра», 2014 г.

Наверное, я только к третьему курсу осознала свое желание развиваться в этой сфере. Просто до этого я часто не понимала, что от меня требуют преподаватели во ВГИКе. Дело в том, что в Якутском художественном училище нас готовили иначе – с уклоном на общие навыки, академичность. Здесь же меня «повернули» на 180 градусов, большой акцент сделан на то, чтобы свободно владеть любой техникой рисования и формировать свой собственный стиль. Кроме того, прекрасно, что тебя обучают такие легендарные люди, как Вадим Кислых, Игорь Тихонов, Леонид Носырев, Елена Елисеева, создатели известных нам с детства мультфильмов и фильмов.

Большой опыт я, конечно, получила во время работы над проектами в кино, но я не жалею о том, что училась во ВГИКе. База, которую я получила, понадобилась мне для того, чтобы все выглядело гармонично и грамотно.

Моим первым опытом в качестве художника-постановщика была короткометражка «Just Game» — совместная работа с китайцами в 2012 году. В Китае этот фильм побил рекорд просмотров среди короткометражек, получил приз.

— Какие кинопроизведения тебя нравятся в художественном плане?

— Мне нравятся фильмы Квентина Тарантино, братьев Коэнов, Уэса Андерсона, известному по «Отелю «Гранд Будапешт» и «Поезду на Дарджилинг». Они используют интересные художественные приемы, которые работают на подсознательном уровне.

— Что из себя представлял твой последний проект в кино?

— Последним проектом был промо-ролик к фильму про зомби-аппокалипсис. Снимали в Покровске под руководством Степана Бурнашева. Это был полезный опыт, который помог мне реализовать себя с новой стороны, хотя сама я такое кино не смотрю. Интересно было работать с заброшенным домом, который мы снимали, передавать ощущение пустоты.

— Задумываешь ли ты об освоении новой профессии?

— Когда я куда-нибудь захожу, то смотрю на пространство и хочу многое поменять или переставить.  И дома тоже хочется ремонт сделать. Конечно, постепенно прихожу к тому, что хочется заниматься и дизайном интерьера. Моя специальность предполагает близость к этой профессии.

— Важно ли для тебя демонстрировать свои работы?

— Мне нравится подход буддистов в этом плане. Они создают песочную картину — мандалу. Это очень долгий процесс. Затем просто сдувают её. Это знак того, что все принадлежит миру. Не надо в себе что-то держать, надо открыться и показать себя. Если мой эскиз воплотился на экране или я демонстрирую свою картину, то это не мне уже принадлежит, а людям.

Вскоре я планирую организовать выставку. Возможно, в ноябре, но пока я думаю над названием и концепцией.