Капитан Василий Лебедев: С теплоходом «Магдебург» связана вся моя жизнь

6144

Теплоход-рефрижератор «Магдебург» уже на протяжении 25 лет выполняет в условиях Арктики крайне непростые, но важные задачи по завозу рыбы в Якутск и обеспечению жителей северных районов продовольствием, а также товарами народного потребления. Капитан судна Василий Лебедев, чья кандидатура на награждение орденом «Полярная звезда» была выдвинута Минсельхозом Якутии, рассказал ЯСИА о себе и своем отношении к делу.


С 1984 года Василий Лебедев был назначен первым помощником механика — третьим помощником капитана теплохода «Сибирский — 2121». С тех пор Василий Васильевич на всю жизнь связал себя с речным флотом. Общий трудовой стаж — 35 лет.

В биографии Лебедева особое место занимает его трудовая деятельность на теплоходе-рефрижераторе «Магдебург». В 1991 году он получил и перегнал из Германии судно, на котором работает непрерывно 25 лет, сначала механиком, а последние 7 лет — капитаном.

— Как вы оказались в Якутии?

— Вырос в деревне, в сельской местности Ярославской области. Закончил Рыбинское речное училище по специальности «электромеханик». В 80-е годы это было самое лучшее учебное заведение среди речных училищ. Сюда приехал по распределению в 1980 году, мне было 19. И вот уже 37 лет здесь, добросовестно отработал 37 навигаций на Лене. Все, что от меня требовалось, всегда выполнял. Я жил в Усть-Куте с 1988 по 1997 год, в Жатае — с 1980 по 1988, а в 1997 году мы всей семьей переехали жить в Калининград. Когда навигации нет, мы все там.

— Василий, правда, что ваши дети работали вместе с вами на теплоходе «Магдебург»?

— У меня все трое выросли на этом теплоходе! Начинали как мотористы. Я детей ставил на путь истинный. Мой старший сын, которому сейчас 35, отработал со мной на судне 11 лет, потом отучился, сейчас трудится за границей. Другие сыновья тоже капитаны иностранных судов. Младший сын прошел 7 навигаций, он был за рефмеханика (прим.ред. — механик по холодильным установкам), за механика, за всеми смотрел. Старший сейчас сел на теплоход в Арабских Эмиратах, средний — 14 октября улетает в Китай новый теплоход получать, младший стоит в Лиепае, в Латвии. Но если нужна помощь, я всегда звоню им, они тут же приезжают.

— А как они вам помогают?

— Вот совсем недавно, 21 сентября, я приболел немного, у меня сердце прихватило, когда в Нижнеянском порту стояли. Завоз на грани срыва был. Я своему старшему позвонил в Калининград, чтоб он меня подменил. Меня самого отправили в Якутск, было обследование, потом спецрейсом прибыл на Среднюю Колыму, оттуда на катере обратно на теплоход. В итоге сын вместо меня 10 дней отработал.

— Часто ли в ваш маршрут вносятся новые населенные пункты?

— С 2013 года мы заходим в село Найба на юге залива Буор-Хая (прим.ред. – поселок в 165 км к юго-востоку от Тикси, население – 479 человек). Это село находится в очень труднодоступном месте – картофель и овощи доставлялись только автозимником. И вот мы решили туда зайти. В первый раз выгрузили немного – около 4 тонн овощей. Им понравилось. Потом все чаще стали там бывать – в этом году уже пять раз. Я как-то увидел, что у них вместо стекол на домах все забито целлофаном. Мы им привезли 150-160 стеклопакетов. Люди про меня там уже легенды складывают (смеется). У них теперь – цивилизация. Мы им технику завозим – квадроциклы, моторы. Недавно 20 тонн фуража отвезли, чтоб оленей кормить.

— Как обычно идет работа на теплоходе-рефрижераторе?

— Когда теплоход в движении, мы работаем вахтой 6/6 часов. Проверяем рефотделение, машинное отделение, проходим палубу. Все должно быть в рабочем состоянии. В рубку поднимаешься, смотришь движение льдов. Заменяет меня старший помощник капитана Василий Сижняк. Сам рейс обычно длится месяц, 12-15 дней на выгрузку и погрузку, затем все заново.

Есть и своя специфика. Рефрижератор и сухогруз – разные вещи. Мы сейчас шли: у нас в первом трюме минусовая температура, во втором — фураж в тепле. Механизмы должны очень четко и хорошо работать: если холодильная установка сломается, то «минус» очень быстро в «плюс» уйдет и тонны продукции протухнут. Дело в том, что рефмехаников сейчас «днем с огнем» не сыщешь. Я занимаюсь этим сам, но нам надо начинать готовить подрастающее поколение.

 

Экипаж меняется время от времени, но со многими долго работали. Со мной на «Магдебурге» Семен Владимиров мотористом отходил 6 навигаций, Павел Касьянов старшим мотористом — 5 навигаций, Светлана Шевцова матроской — 5 навигаций. Повар недавно ушла, которая 32 года здесь трудилась. Вот теперь замену пока найти не могу. Старший помощник со мной 3 год ходит. До этого сам капитаном был.

Также осуществляю кураторство над экипажем теплохода-рефрижератора «Михаил Мальчиков», выполненного по аналогичному проекту. Данный теплоход перегонялся вместе с «Магдебург». Оба теплохода вместе эксплуатируются ОАО «Туймаада-Агроснаб».

— Расскажите о том, как проходили съемки фильма с вашим участием, посвященному экипажу «Магдебурга»?

— Я в прошлом году переписывался с режиссером Вольфгангом, работающим на немецком телеканале ARTE. Он хорошо говорит по-русски, очень интересуется историей Советского союза. Летом он взял с собой двух операторов из Москвы, с которыми часто работает, и прибыл в Якутию. Сюжет фильма строился на том, что местному северному населению жить без флота невозможно.

В Якутске я предоставил им машину: они ездили, снимали. Нанимал для них катер для посещения Табагинского мыса. Съемочная группа как раз успела прибыть до начала рейса – ребята 11 июля сели на теплоход и более 20 дней провели здесь. Мы дошли до Быкова Мыса, на обратном пути добрались до полярной станции «Остров Самойловский». Это 1600 км от Якутска. Фильм в переводе называется «Сибирь, капитан и река Лена». Для меня сделали отдельную версию на русском языке «Магдебург и его экипаж».

В январе этого года я ездил в Берлин на премьеру фильма на телевидении. Его там показывали несколько раз — 23-го января, 24-го, потом еще через 2 недели по просьбе зрителей, а позже во Франции. Приняли картину хорошо.

Также в этом году фильм снимали российские документалисты из Калининграда – рабочее название «Северный завоз», должен выйти к Новому году. Будет показана вся работа – погрузка в Якутске, выгрузки на Лене, в Найбе, Нижнеянске, Среднеколымске и на Зеленом мысе, возвращение в порт.

— Чем занимают свободное время капитаны дальнего плавания?

— У меня свободного времени нет, всю жизнь вкалываю как проклятый. Раньше нужно было самому вставать на ноги, потом детей учить. Дети выросли – им надо было помогать, чтоб они были на уровне со своими сверстниками.

Раньше зарплата выше была, чем сейчас. Было так – если моряк, особенно рыбак, с рейса приходит, он заказывает три такси: на одном едет сам, на другом – его дипломат, на третьем – его фуражка. Сейчас прелести жизни уже другие. Люди столько не прогуливают, как раньше. Нужна квартира, машина хорошие. Раньше этого не было, люди не знали, куда деньги девать.

Зимой я стараюсь в баню ходить, гулять, отдыхать. Осенью улетаю в Калининград. Как прилетаю сюда весной, то опять до 12 ночи теплоходом занимаемся — чистим, моем. И все лето так. Ему хана придет, если за ним следить не будешь — соленая вода «сожрет».

— Как долго собираетесь работать?

— Над завершением карьеры не задумываюсь, насколько хватит сил и здоровья буду работать. Если я уйду и брошу эти теплоходы, они же развалятся (смеется). На самом деле, чтобы меня поменять, надо, как минимум поставить четырех человек на борт — капитана, механика, электромеханика и рефмеханика. «Магдебург» проработал 26 лет без ремонта. Ни один теплоход в мире столько не отработал. Судно – сложное, механизмов – много.

Флот, без которого не может существовать Якутия, почему-то стал забываться. И работать здесь практически никто не хочет. Вот наше поколение дорабатывает, лет 8-10 еще, а смен почти нет.