Первый фестиваль современного искусства «Территория. Магадан» проходил с 29 августа по 3 сентября. Работники Саха академического и Мирнинского театров были приглашены на мероприятие после подведения итогов конкурса «Полюс. Золотой сезон», в котором учреждения заняли четвертое и седьмое места. Поездка на фестиваль стала возможной благодаря грантам, которые организатор проекта — компания «Полюс» — выделила финалистам в качестве приза.
Свои спектакли представили московские театры «Около дома Станиславского» и «Практика», а также победители регионального конкурса театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон», Городской драматический театр «Поиск» из Лесосибирска и Черемховский драмтеатр им. В.П. Гуркина.
В образовательной программе участвовали профессионалы от искусства — актеры, арт-менеджеры, продюсеры, режиссеры. Основной площадкой для проведения фестиваля послужил Магаданский государственный музыкальный и драматический театр. В областном краеведческом музее в рамках мероприятия открыли выставку «Театр — территория свободы. Василий Шухаев».
Завершил фестиваль «Территория. Магадан» концерт молодых солистов Государственного академического Большого Театра России, которые уже успели завоевать признание публики во всем мире. Организаторами проекта выступают крупнейшая золотодобывающая компания России «Полюс», Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ (арт-дирекцию возглавляют Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Кирилл Серебренников и другие) и Московский музей современного искусства (ММОМА).
Актриса Саха театра Зоя Багынанова:
«Магадан. Кабаре» — тяжелый спектакль. Меня покорила актерская игра. Могли бы мы у нас в театре так исполнять? Да, могли бы, но, наверное, это было бы слишком натурально. Эти актеры не были в Магадане и на Севере, но им им удалось всем своим нутром прочувствовать этот регион. Они отстранены в своем исполнении, но в то же время, на мой взгляд, интуитивно очень точно передали характер колымчан.
Концерт молодых солистов Большого театра — это, вообще, счастье. Мы наивно предполагали, что будет слабый уровень, но после концерта я поняла, что это будущее оперного искусства. Испытала большой восторг, особенно от колоратурного сопрано Русланы Коваль. Как же легко она берет высокие тона! Без напряжения, свободно, как будто просто разговаривает.
Спасибо руководству моего театра за то, что сослали сюда (смеется). Такая честь быть гостьей этого фестиваля.
Актриса Мирнинского театра Елена Сафронова:
«Таких спектаклей, как «Малые деньги», очень мало. Они имеют большую ценность для общества, так как затрагивается тема социализации инвалидов. Был поставлен вопрос о том, насколько здоровые люди пользуются теми возможностями, которые у них есть? Он зацепил и заставлял задуматься. Герой переживает и борется за свои ценности, которые, как оказалось, близки и обычным людям.
Я была на обсуждениях спектакля «Магадан/Кабаре», там прозвучал вопрос — почему люди смеялись над некоторыми сценами? И я задумалась о том, что реакция на эту постановку не может быть однобокой. Ловила себя на мысли, что я плачу, а через секунду смеюсь. Сила ведь не в том, чтобы тебя скорбь поглощала, а чтобы сопротивляться. Глубина мира не оценивается местом. Вселенную ты можешь найти даже в ограниченных и тяжелых условиях советского Магадана.
Заместитель генерального директора «Саха театра» Михаил Егоров:
«В театральной сфере я работаю 15 лет и впервые вижу такую работу, как спектакль «Магадан/Кабаре». В постановке играют профессионалы своего дела. Понравились интересные режиссерские решения, декорации, которые работали вплоть до варежки.
Интересной была лекция «Драматург и режиссер: новые отношения и новые функции». Нас поразил опыт работы новосибирского академического театра «Красный факел». Они поставили спектакль, в котором актеры играют на тексте глухонемых. Это очень сложно и интересно.
Наша самая главная цель — образовательная программа, поэтому мы взяли специалистов со всех структур театра. Могу выделить Тимофея Кулябина, хоть все спикеры — известные люди в театральных кругах.
Спектакль «Малые деньги» — экспериментальная постановка с социальной тематикой. Театрального текста, как такового, нет. Историей я не проникся. Но в профессиональном театральном искусстве нет границ – и эксперименталика, и классика должны быть.
Организация мероприятия очень хорошая. Ребята-коллеги постарались со всем, вплоть до питания.
Главный режиссер Мирнинского театра Якутии Александр Свечников:
«Малые деньги» — спектакль неоднозначный, но очень интересный.
Сегодня время заставляет в силу непредсказуемого финансирования смотреть в сторону малой формы, современной драматургии и текста, мобильных декораций, и в этом плане спектакль очень интересный. Возможно будем что-то для себя пробовать в таком варианте. Мы пока очень много внимания уделяем свету и костюмам, это красиво и увлекательно, но дорого и трудоемко.
Мне очень импонирует, когда люди к своему любимому делу относятся со здоровым юмором. В этом плане Илья Кухаренко, проводивший лекцию «О чем с нами говорит сегодня русская классическая опера?» очень здорово понимает, что народ во многом на оперу смотрит с недоумением. Обязательно посещу те ресурсы, которые он озвучил.
Первый раз в Магадане волнительный. Это нелицеприятный для истории России пласт, с которым сталкиваешься. Понимаешь, что это город на костях. И воспринимаешь его через эту призму. Да, в чем-то Магадан ломает стереотипы, он очень симпатичный.
Актриса Мирнинского театра Елена Кисленкова:
«Спектакль «Магадан/Кабаре» меня поразил и покорил. Это обалденная и невероятная постановка. Сама история потрясающая — все время комок в горле стоял, пока смотрела. Работала слаженная команда с сильнейшим актерским мастерством.
Концерт молодых солистов Большого театра — поразительный. Мы сейчас на фестивале современного искусства, но концерт показал, что наше старое нафталиновое искусство абсолютно не уступает современному. Видно, что ребята от исполнения получают удовольствие. До концерта были сомнения, стоит ли идти, но мы абсолютно не пожалели. Солистка Руслана Коваль — большая умница, она порвала зал.
Актеры в спектакле ««Мирлифлор» — талантливые люди. Если вникнуть и подключить воображение, то история достаточно понятная. Было непривычно, но понравилось. И, конечно, поразила невероятная физическая подготовка.
Лекция «Менеджмент проектов и коллективов» была потрясающая. Лектор Елена Тупысева очень увлекательно рассказывала о фестивалях, которые проводятся в разных уголках мира. Я актриса, и раньше так сильно этим не интересовалась. Еще бы я выделила музыкального критика и театроведа Илью Кухаренко. Я бы назвала его лектором от бога. Не могу сказать, что мне близка тема рекламы, но я с удовольствием посетила его лекцию о создании художественного проекта в современных условиях.
Я довольна и фестивалем, и городом, и крабами (смеется). Масса впечатлений и мыслей.
Победители конкурса «Полюс. Золотой сезон» получили гранты
Опубликована итоговая программа фестиваля современного искусства «Территория. Магадан»
Прикоснуться к современному искусству колымчане смогут на фестивале «Территория. Магадан»
За децентрализацию искусства: Фестиваль-школа «Территория» добрался до Дальнего Востока