Художник Вера Петрова представила в Москве персональную выставку «Квантовый лес». Она проходила в рамках параллельной программы Московской международной биеннале современного искусства 2017.
Вера Петрова родилась в Якутске, выросла в Москве, где в данное время и проживает. В октябре открылась её персональная выставка «Квантовый лес» в Московском выставочном зале «Галерея А3». Многие столичные критики восхищались ее работами.
По ее словам, название выставки – художественный образ, метафора жизни, существующей на границе технологий и архаики, забытых истин и новейших открытий, это скольжение между рациональным и интуитивным, единое поле для сакрального и научного знания.
Московский музей современного искусства также пригласил Веру провести персональную выставку в 2018 году.
— Кто помогал вам в установке выставки? Какова была реакция посетителей?
Я сделала тотальную инсталляцию. Построение пространства отличается от простой выставочной экспозиции. Такой вид инсталляции настроен на включение зрителя внутрь себя, рассчитан на его реакцию внутри закрытого пространства без «окон», часто состоящего из нескольких помещений. Монтаж длился три дня, помогали сотрудники галереи и друзья.
Что касается зрителя, то я была готова и к положительной, и к негативной реакции. Это нормально, но ни одного плохого отзыва не было. Важно, что люди поняли посыл проекта. Некоторые приходили второй раз уже с детьми, ведь моя выставка была предназначена для всех возрастов.
— Расскажите, в каких выставках вы еще принимали участие?
Проектов было много, все перечислять, наверное, не нужно. В 2014 году я была куратором международной биеннале современного искусства в Якутске, у меня была площадка у Талого озера, где художники, прошедшие конкурс, установили свои объекты. Она была построена в стиле паблик-арт — искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.
Летом этого года принимала участие в выставке Музея современного искусства в Москве, мне выделили достаточно большое пространство. Я сделала тотальную инсталляцию «Сиэр-Туом» на тему воздушного захоронения шаманов: использовала черепа лошадей, гробовые доски, солярные знаки, куски грунта перерытой Москвы, строительную сетку, кору насильно пересаженных деревьев, которые так и не смогли прижиться. Там много подтекстов, много смыслов… Я хотела, чтобы люди задумались о вечности, о жизни, смерти. У нас у всех есть свои обязанности, в постоянной суете нам сложно абстрагироваться от бытовых вещей, но иногда стоит остановиться и просто посмотреть вокруг себя и в самого себя.
— Чего ожидать от вашей будущей выставки?
Название будущей выставки – «Кут», что с якутского переводится как «душа». Не хотелось бы раскрывать всех секретов. Меня интересуют якутские верования, их связь с мировыми религиями. Считаю, что все языческие верования похожи. Но я не выделяю отдельно какую-либо религию. Я за квантовую физику, в теории которой говорится, что ничего не исчезает бесследно, мы никуда не пропадаем и в ней возможно всё. В проекте, который я представлю в 2018 году, куратором будет Марина Рогацкая. Вообще, на выставках художник обязательно должен работать с куратором, это отдельная профессия со своими обязанностями, но в России она не популярна.
— Руководство Московского музея современного искусства само предложило вам площадку для новых инсталляций?
Я закончила в этом году школу «Свободные мастерские» при Музее современного искусства, учёба длилась год, в основном это был теоретический курс. Здорово то, что ты находишь там единомышленников — это очень важно для художника. Если твой проект интересен школе, то тебя приглашают сделать свой проект. Мне пришло письмо с подтверждением о включении моей выставки в план музея. Мою выставку запланировали на вторую половину 2018 года.
— А у вас есть ученики?
Я веду частные уроки по живописи и рисунку, являюсь преподавателем со свободным графиком. Несколько раз в неделю веду короткие занятия, время которых составляю себе сама. И меня это устраивает.
Мои ученики – люди разного возраста, в основном старше 20 лет, начинающие с нуля. Также веду курс по дизайну интерьера на базе столярной школы: обрабатываем древесину, расписываем, работаем с мебелью.
Художнику важно личное время. Если ты будешь работать преподавателем пять дней в неделю с утра до вечера, то не останется сил и эмоций на карьеру художника.