Если в ближайшее время в Якутии не будет решен вопрос о строительстве природоохранного флота, республике придется выбирать между экологической безопасностью крупных рек и возможностью транспортных речных перевозок, что может стать настоящей катастрофой, сообщил заместитель главного инженера по производственной безопасности ОАО «ЛОРП» Евгений Кейсевич в ходе встречи с членами Общественного экологического совета. Нехватка природоохранных судов остается сегодня самой острой проблемой для Ленского речного пароходства.
На данный момент в Ленском бассейне работают 20 нефтесборщиков и 7 очистных станций, из них только пять судов (4 и 1 соответственно) являются собственностью компании. Остальные ЛОРП арендует у коллег: Осетровского речного порта, Киренской РЭБ, судоходной компании «Якутск» и Янского речного пароходства. Этих судов недостаточно для того, чтобы покрыть все нужды пароходства, не говоря о том, что все они отличаются преклонным возрастом и поддерживать их в рабочем состоянии стоит больших усилий.
Вопрос о строительстве природоохранного флота поднимается якутскими речниками в Ил Тумэне, региональных Минтрансе, Минфине, Минохраны природы, Минэкономики с середины 90-х. Единственное, чего удалось добиться, — появления с 1994 года в государственных целевых программах строки «Строительство природоохранного флота», целевым получателем средств определено Ленское бассейновое водное управление. Однако реального финансирования по этим программам так и не было получено.
«Протяженность водных путей ЛОРПа – 20 тыс км. Исходя из того, что автономное плавание транспортных судов должно осуществляться в соответствии с условиями экологической безопасности, пароходству необходимо иметь не менее шести самоходных очистных станций. Если решение проблемы будет затягиваться и дальше, то в ближайшие 10 лет мы встанем перед выбором: либо жертвовать экологией крупных рек, либо останавливать транспортный процесс», — по мнению Евгения Кейсевича, и то, и другое может привести к катастрофе.
Уже сегодня, с учетом ежегодно ужесточающихся требований природоохранного законодательства, нехватка действующих природоохранных судов может поставить под угрозу возможность автономного плавания 59% транспортных самоходных судов Ленского речного пароходства. Решить вопрос могут только инвестиции из госбюджета, считает представитель ОАО «ЛОРП».
ОАО «ЛОРП» осуществляет транспортные перевозки грузов на всех судоходных участках рек Якутии. Общее количество единиц транспортного судоходного флота – 140 судов. Из них штатными судовыми очистными системами оснащено 61 судно: на 43 имеются системы очистки нефтесодержащих вод, на 18 – система очистки сточных вод. Остальные пользуются услугами очистных станций.