24 апреля в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1» под авторством журналиста Бориса Соболева вышел сюжет, посвященный проблемам малой авиации страны. В Минтрансе Якутии, куда ЯСИА обратилось за комментарием, подчеркнули, что журналистский материал подан в искаженном, предвзятом виде. Интервью замминистра Георгия Егорова скомпилировано из отдельных фрагментов, не относящихся напрямую к теме сюжета.
Некорректные сравнения
Разница тарифов между ведущими аэропортами мира, России и регионов страны объясняется объемом оказываемых услуг и существующими требованиями к содержанию аэропортов, авиационной и транспортной безопасности. В сюжете не указываются частота вылетов из портов Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, количество оказываемых услуг в тоннах взлетной массы, которые и формируют доходы для компенсации необходимых затрат. При частоте регулярного расписания 2-3 рейса в неделю в порту Черского, выручка составит 350 тысяч рублей, при этом совокупные расходы за аналогичный период достигают 760 тысяч. В то же время для обеспечения указанных рейсов необходимо всю неделю обслуживать инфраструктуру аэропорта, содержать персонал.
“Боинг” не ровня Ан-24
На рынке внутренних авиаперевозок республики кроме компаний «Якутия», «Полярные авиалинии»,«Алроса» работают предприятия из других регионов, например, «Ир Аэро», «Бурятские авиалинии», «Ангара». Свидетельство эксплуатантов выдается Росавиацией.
Стоимость одного пассажирского билета определяется как отношение стоимости всего рейса к количеству перевозимых пассажиров. Например, в Черский полеты выполняются самолетами АН-24. При расстоянии от Якутска до Черского 1620 километров и расходе топлива примерно 800-900 кг на час полета, самолет может взять на борт не более 30 пассажиров на 48 посадочных мест в силу летных характеристик судна. Соответственно, стоимость билета делится на 30 пассажиров вместо 48. Чем дальше находится место назначения, тем меньше пассажиров может взять воздушное судно.
Стоимость рейса, выполняемого на “Боинге”, делится на 130-180 человек. Кроме того, при расчете тарифов примерно 30-40% занимают затраты на топливо (расход топлива 2 580 кг на час полета) и себестоимость «сухого» летного часа.
Гибкая тарифная политика
Прекрасно понимая ситуацию с высокой стоимостью перелетов для жителей улусов, авиакомпании ведут гибкую тарифную политику — на каждый рейс авиабилеты продаются по разным ценам. Существуют понятия «экономический максимальный тариф» и «тариф минимальный». Между этими уровнями существуют еще 4-5 уровней. Они определяются в зависимости от проведенного анализа спроса на конкретное направление, наличие конкурентов. Для поддержания спроса авиакомпания продает билеты не по экономически обоснованному тарифу, а по более низкому.
К примеру, максимальный тариф по маршруту Якутск-Зырянка составляет 22 550 рублей, минимальный – 17 500 рублей, субсидированный – 12 105 рублей. Дополнительно в авиакомпании разработаны система скидок, специальные акции, направленные на снижение тарифов. При покупке авиабилета туда-обратно предоставляется скидка в 3%. Для детей от 2 до 12 лет предусмотрен специальный тариф, дающий скидку от 35 до 50%. Дети до 2 лет могут летать бесплатно. Тарифная политика авиакомпаний строится на том, что если пассажир приобретает авиабилет заранее, он получает возможность экономить от 10 до 50% от его стоимости.
Российскими авиакомпаниями направлено обращение в правительство РФ с просьбой увеличить тарифы на субсидируемые перелеты на Дальний Восток. Эти ставки оставались неизменными несколько лет, а расходы компаний и тарифы аэропортов постоянно растут.
Авиакомпании республики в целях обеспечения конституционных прав населения на передвижение, безопасности полетов и качества авиаперевозок осуществляют бесперебойное транспортное сообщение в районы Крайнего Севера при существующих (утвержденных ФАС РФ) аэропортовых, аэронавигационных, метеорологических ставках.
Без права на пассажирские авиаперевозки
Приведенный в сюжете факт нелегальной перевозки пассажиров касается нарушений Воздушного кодекса Российской Федерации и федеральных правил, которые требуют наличия сертификата эксплуатанта с правом организации коммерческих авиаперевозок пассажиров и груза.
За последнее время были прецеденты со стороны судов авиации общего назначения, которые не имеют право перевозить пассажиров и могут осуществлять только некоммерческие авиационные работы, например, патрулирование, аэрофотосъемки и так далее.
Интервью с замминистра скомпилированно
В сентябре 2015 года, в преддверии 90-летия гражданской авиации Якутии, журналисты телеканала «Россия-1» приезжали снимать поздравления для ветеранов отрасли. Георгий Егоров в интервью поздравил бывших работников сферы, рассказал о становлении авиации, о ее состоянии на сегодняшний день, проблемах и путях их решения. Разговор также шел о тарифообразовании на внутренних маршрутах, однако в беседе заместителю министра не были напрямую заданы вопросы, которые прозвучали в эфире программы “Вести недели” от 24 апреля. Ответы, прозвучавшие за кадром, были даны на другие вопросы и, очевидно, представлены в необходимом для автора передачи контексте.
Ситуация с тарифообразованием на внутрирегиональных авиамаршрутах находится под постоянным вниманием республиканских властей, а также авиаперевозчиков. Вопросы, озвученные в сюжете, неоднократно ставились руководством республики перед федеральным центром. Они неизменно находят понимание, но из-за различных причин пока не решаются.
Авторам фильма, тем не менее, можно выразить благодарность за поднятые на федеральном уровне острые проблемы и пожелать более вдумчивого и профессионального отношения к освещаемым вопросам развития малой авиации в северных регионах нашей страны.