Мне бы в небо: О тонкостях профессии бортпроводника

9478

Большинство людей считает, что профессия бортпроводника весьма привлекательна. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы носить напитки и закуски в красивой форме, да еще и получать за это приличные деньги — райская работа. Так ли это на самом деле, мы узнали из первых уст — в преддверии Дня авиации региона пообщались с бортпроводником АК «Якутия» Анжеликой Тян.


Мечта детства

Работа в небе была моей мечтой с детства, ведь я дочь летчика. С малых лет питала уважение и любовь к авиации. Но родители были против, потому что эта жизнь довольно сложная, приходится от многого отказываться. Однако я настаивала на своем, и родители сдались, попросив меня получить сначала диплом о высшем образовании. В итоге я проучилась четыре года в Байкальском государственном университете на таможенника, зная, что правдами-неправдами все равно буду бортпроводником.
После окончания 4 курса подала документы в авиакомпанию «Якутия» и стала ждать звонка. Когда прошло долгих четыре месяца и я уже отчаялась получить заветную работу, меня, наконец, пригласили на кастинг. Помню, как прибежала тогда к подружке и с порога закричала: «У меня будет кастинг! Я буду учиться на бортпроводника!».

Прием на работу

На самом деле, чтобы попасть на стажировку, нужно пройти конкурсный отбор и ВЛЭК — Врачебно-летную экспертную комиссию. И из сотни желающих останутся единицы. Для бортпроводника важны знание английского языка, хорошие внешние параметры, возраст от 18 до 27 лет, крепкое здоровье и железные нервы. Внешность, конечно, играет большую роль, но один из главных экзаменов претендент сдает психологу. Ведь при работе с пассажирами главное – уравновешенный, доброжелательный характер, ответственность и коммуникабельность.
На кастинг пришло около 100 человек, и среди них было много мальчиков. Но не у всех был военный билет, поэтому призывников отсеяли. Первый кастинг — разминка, ничего серьезного на первый взгляд. Нам задавали вопросы про наше хобби, интересовались, занимаемся ли мы спортом, проверяли уровень английского.
На второй конкурсный отбор допустили только 25 человек. На этот раз все было официально и строго. Перед собеседованием чувствовала себя так, будто в меня влили кипятка — внутри все горело. Помню, меня спросили, знаю ли я хоть что-то об авиации. Как дочь летчика я знала, что с семьей буду видеться редко, могу выйти на работу и в Новый год, и в свой день рождения, и график будет сумасшедший, а часовые пояса заставят меня забыть, какой сегодня день недели. Но была готова ко всему и честно сказала комиссии об этом. Тем же вечером мне сообщили, что я принята на стажировку.
В итоге из 100 желающих на обучение в авиакомпании приняли только 4 человека, и среди нас был всего лишь один мужчина.

Стажировка

Перед стажировкой мы прошли ВЛЭК. Летная комиссия обследует тебя как рентген. Должно быть идеальное здоровье, как у космонавта, поскольку ты не можешь рисковать жизнями пассажиров.
После мы заключили договор с авиакомпанией, что обязуемся отработать пять лет бортпроводником и в случае увольнения вернуть деньги, потраченные на обучение и проживание во время стажировки.
Учеба длилась три месяца в Москве в учебном центре «ВИМ-Авиа» на территории аэропорта «Домодедово». Во время подготовки нас учили многому – от конструкции самолета до оказания медицинской помощи при любых непредвиденных ситуациях, показывали, как наносить макияж и укладывать волосы.
После стажировки стюард идет на рейс в качестве бортпроводника-стажера. После он уже становится бортпроводником и может дорасти до старшего бортпроводника и бортпроводника бизнес-класса.
С парашютом прыгать бортпроводников сейчас не учат, к тому же в самолетах их нет. В любом случае Боинг движется на высоте 12 100 метров, и давление просто не позволит открыть люк. Если бы парашюты и были, то нам, во-первых, они бы не достались, а во-вторых, были бы прецеденты — мог возникнуть соблазн первыми покинуть воздушное судно. Это, конечно, шутка — бортпроводник уходит с воздушного судна самым последним, убедившись, что все пассажиры покинули самолет.

Внешний вид

Говорят, что в бортпроводники берут девушек и юношей модельной внешности и высокого роста. Но это миф. Наоборот, слишком высокой девушке или парню будет затруднительно передвигаться по салону, а невысокие не дотянутся до багажных полок.
Строже медкомиссия следит за твоим весом и здоровьем, и если будут отклонения от нормы, то летать уже не будешь. Поэтому все девчонки у нас спортивные, подтянутые, в среднем весят 60 килограмм.
Бортпроводник-инструктор на предполетном брифинге за два часа до рейса проводит знакомство с экипажем и проверяет внешний вид каждого. Недопустимы яркие украшения, длинные локоны в прическе, неопрятный вид. Затем весь экипаж проходит обязательный предполетный медицинский контроль и, только получив допуск медиков, мы поднимаемся на борт самолета для выполнения задания. Я работаю на воздушном судне Boeing 737-800
Конкуренции среди нас нет, поскольку в нашей авиакомпании работает около 150 бортпроводников, и только 20 из них — молодые люди. Ты никогда не знаешь, с кем полетишь на этот раз, поэтому пытаться выглядеть красивее и лучше других — бессмысленно.

Все бортпроводники — живчики, потому что не знаешь, когда и с кем летишь

Униформа

Форму бортпроводников меняют периодически. В этом году у нас ввели новую форму, которой мы очень довольны. В комплект входят две рубашки, две пары юбок, брюки, пиджак, плащ и пальто. Классический костюм строгого синего цвета. В летнем комплекте блузки с пестрым принтом и мятным шарфом, в зимнем варианте рубашки однотонного мятного цвета с пестрым шарфом. Костюм и блузки шили в Европе известные мировые фирмы по производству форменной одежды.
Форма должна быть чистой, выглаженной, без катышков и пятен. В противном случае могут снять с рейса. Но у нас таких случаев не было, потому что мы фанатики своей работы и всегда следим за собой.
Смешивать форму с гражданской одеждой нельзя вне зависимости от времени года и температуры на борту. Зимой в минус 50 можно под капронки одеть теплые колготки, но не до фанатизма — никаких ватников на подтяжках. Ты не можешь одеть палантин от Louis Vuitton, если вдруг замёрз, а потом в этом, грубо говоря, халате выйти в салон. Ты же хозяйка самолета, значит, должна чувствовать себя королевой пятого океана, не меньше.

Восстание из склепа

Вылет основного нашего рейса Якутск-Москва — в 7.45, и на работе надо быть в 5.40, а ведь девушкам надо умыться, накраситься, прическу сделать, успеть и кофе попить в свое удовольствие. Поэтому в 4 утра происходит восстание из склепа, особенно осенью. Но ничего, собираешь себя в кучу и приходишь на работу уже красивенький с девизом: Люблю жизнь, позитив, добро!
К часовым поясам привыкаешь. У нас нет понятия: «В понедельник опять на работу». Есть плановый день: понедельник, среда, пятница, когда нас определяют на рейс. И поскольку любой день может быть рабочим, нас уберегли от понятия выходных после пятницы. Поэтому все бортпроводники — живчики, ведь все непредсказуемо —  не знаешь, когда и с кем летишь.

Бонусы

В авиакомпаниях для своих сотрудников есть определенные льготы и программы. Например, после определенного количества лет непрерывного стажа и при наличии налета, я могу оформить себе пенсию, но продолжать работать. По российскому законодательству у бортпроводников нет возраста списания. Поэтому, если у тебя прекрасное здоровье и ты отлично выполняешь свои обязанности, то летать можно очень долго. Этот закон относится ко всему летному составу.
Заработная плата бортпроводников в других странах: Америка – более 200 тысяч рублей;в Австралии 150 тысяч рублей:Германия и Англия предлагают чуть больше 150 тысяч; соседний Казахстан – 120 тысяч.
Еще один плюс работы в авиакомпании — корпоративный тариф для перелетов на собственных авиарейсах для сотрудников. Стоимость фиксированная и гораздо ниже, чем у обычных граждан — мы можем приобрести билеты родителям, мужу, детям, но не в «высокий» сезон. Также у нас есть законной проезд, который действует как у всех раз в два года по России. Но, конечно, не в любую точку мира. Каждая авиакомпания понесла бы колоссальные убытки, если бы были такие проездные, ведь все мы любим отдыхать в жарких странах.

Страх полетов

Самая опасная фаза — это взлет и посадка. Волнение, конечно, есть. Каждый раз мы собираемся «в кучу» и проводим 30-секундный настрой — вспоминаем правила при случае непредвиденной ситуации. Но, судя по документальным фильмам об авиакатастрофах, в такие моменты заученные команды остаются где-то в голове, и бортпроводники просто кричат на всех языках: бегите сюда. Всегда интересно посмотреть расследование авиакатастроф, особенно если оно успешно проведено. Гордость берет за наших коллег. Но не дай бог оказаться в такой ситуации.
Насчет суеверий — каждый верит в своё. Одни носят что-то с собой, другие молятся перед каждым полётом. А бортпроводники никогда не шьют до и во время рейса.

На небе все становятся любителями томатного сока

Непредвиденные ситуации

В нашей авиакомпании непредвиденные ситуации бывают с людьми, а не с судном. Кому-то стало плохо, у кого-то проблемы с сердцем или давлением. Мы имеем элементарную медицинскую подготовку и в случае необходимости всегда можем обратиться по интерфону к пассажирам в поисках медиков.
Одинокие люди, которые летят без сопровождения, часто из-за волнения не могут толком разъяснить, что у них болит. Тогда с ними приходится общаться, как с маленькими детьми.
Буквально недавно женщине на рейсе Якутск-Москва стало плохо. На борту оказалось пять медицинских работников, готовых помочь. Один даже предложил детскую аптечку. Но у нас, конечно, была своя, где не только аскорбинка. Главное, что люди отзывчивые. А пассажирка, как выяснилось, проявила актерское мастерство.
Буйных или сильно пьяных драчунов у нас не было, а вот капризных – много. Таких видно сразу, и с ними надо быть начеку. Но почему-то по закону подлости именно на них заканчивается томатный сок, из-за которого чаще всего бывают прения на борту, или курица, а они не хотят есть рыбу.

Национальный вопрос

На борту самолета могут быть люди разных национальностей. И к каждому нужен подход. Когда были «Дети Азии», мы везли из Китая несколько ребят из Таиланда и Вьетнама в Якутию. Они совершенно не разговаривали на английском языке, поэтому мы общались на языке жестов. Всегда можно понять друг друга.
Европейцы от нас отличаются. Это другой контингент людей. Они благодарят за каждый твой шаг. Не зря говорят, что в Якутии у людей северный темперамент. Это особенность нашего народа — просто так не улыбнутся, все по делу, ни больше, ни меньше. Да и вообще в наше время редко “спасибо” услышишь, и даже если в автобусе наступят на ногу, могут и не извиниться. Так что когда тебе после посадки кто-то говорит “спасибо”, ты расцветаешь! Одна искренняя благодарность очень поднимает настроение, и понимаешь, что рейс прошел не зря.

Нет такого, чтобы пассажиры ели котлеты, а мы — креветки

Классовое неравенство

У класса “Бизнес” более комфортные условия — по два откидывающихся кресла в ряду, большой шаг кресел, подставка для ног, а туалетная комната расположена в носовой части самолета. Конечно, отличается и питание – оно сложнее, разнообразнее и красиво сервируется в фарфоре и стекле. Кроме того, к бизнес-классу прикреплен отдельный бортпроводник, как правило – старший. Бизнесмены, конечно, просят алкоголь, как это было раньше, но у нас на рейсах его давно не предлагают. Наша авиакомпания выступает за здоровый образ жизни, поэтому курить и употреблять алкоголь во время полета строго запрещается.
Зарплата бортпроводника в России за час нахождения в полете составляет около 4 000 рублей. Минимальная оплата не ниже 45 тыс. рублей, и это для новичков, не имеющих необходимого стажа; средний показатель в районе 80 тысяч; максимальная планка – 120 тыс. рублей.
Зачастую в бизнес-классе люди самые спокойные. Они укрываются пледом и ложатся спать, предупредив, чтобы их не тревожили. Когда все спят, мы стараемся не топать как слоны. Но у нас нет классовой привилегии, чтобы мы обхаживали бизнес-класс и ходили перед ними на цыпочках, а эконом-классу тележку с едой выталкивали ногой с криками: жрите. Мы любим и уважаем каждого нашего пассажира. Внимание уделяем всем, причем эконом-класс самый придирчивый, поэтому к ним всегда особый подход. Все 170 пассажиров что-то хотят, кому-то жарко, кому-то холодно, кто-то хочет поесть, поспать, и т.д. И они добьются своего.
Пассажиры из эконом-класса часто просят перевести их в бизнес. Человеческая простота. Всеми правдами и неправдами: у меня ножка болит, ушко болит…  Даже когда объясняешь им, что это запрещено, они продолжают просить. Некоторые не теряют надежды ворваться туда.

А кормить будут?

Нет такого, чтобы пассажиры ели котлеты, а мы — креветки и каштаны. Существенной разницы в питании между нами не существует. Едим красную рыбу с овощами, котлету с гречкой, курицу с рисом. В Питере, например, дают суфле, и ребята между собой говорят, что питание из Питера лучше. Но наши пассажиры хвалят еду из Якутска – всегда двухразовое, сытное и вкусное.
Есть строгое правило для пилотов – они не могут есть одно и то же во избежание отравления. Прецедентов не было, иначе авиакомпания понесла бы огромные убытки.
Комнаты отдыха у нас тоже нет, как иногда рисуют в кино. Такое бывает только у бортпроводников крупных лайнеров. У нас есть своя секция, и мы довольны. Главное, что есть где посидеть. За время полета для личного пользования суммарно остаётся 3 часа. Если умудриться, то можно и вздремнуть. Но, как показывает практика, только ты сядешь – вызов.

Некоторые умудряются запихать использованные салфетки за зеркало в туалете

Бюро забытых вещей

Что касается забытых вещей: оставляют паспорта, сумки, наушники и, конечно, кладут мусор в кармашек переднего сиденья. Находят все это уборщики, не мы. Мусор выбрасывают, а забытые вещи передают в камеру хранения. Зато пассажиры иногда пытаются захватить вещи из салона самолета. В тренде — пледы.

Уборка

Уборкой занимаются специальные люди каждый раз до и после рейса. В туалете мы можем прибраться, но некоторые пассажиры думают, что после них мы все вымоем. Некоторые умудряются запихать использованные салфетки за зеркало или везде их разбросать. Пассажирам надо помнить, что туалет в самолете — общественный, на борту — 170 человек и каждый должен следить за собой. Мы ведь все взрослые люди.

Секс, сигареты и никакого вакуума

Бывают, конечно, хулиганы, которые после обслуживания идут в кабинку покурить. Мы на кухне сразу чувствуем это, запах дыма просачивается — туалет ведь не вакуум. В такие моменты специально вплотную подхожу к дверце туалета и, когда пассажир выходит, то сталкивается с моим взглядом: Курили? И бог с ним, что курил, главное — куда бросил бычок. Некоторые не в унитаз, а в мусоросборник бросают.
А вот за сексом пассажиров не ловили. Скучновато, конечно, но ни у меня на рейсе, ни у коллег любителей закрыться в кабинке за интимным делом не было. Все чинно и благородно.

Подработка

Недавно на некоторых наших авиарейсах открылась торговля на борту. Бортпроводник, отвечающий за эту услугу, конечно берет на себя дополнительную нагрузку и ответственность за товар. В тележке есть определенное количество наименований. Это шоколад, напитки, и другая приятная мелочь для наших пассажиров. В скором времени будет разрешена и продажа алкоголя, все как в Дюти Фри. Но это не означает, что алкоголь можно выпить прямо на месте — вскрыть упаковку разрешено только покинув салон самолета.
В конце месяца начисляют проценты за продажу. Это приятный бонус и заработок, так что из-под полы никто не продает. Сейчас торговля для наших пассажиров идет только на основных и международных рейсах «Суперджета», но в скором времени такая продажа откроется и на магистральных Boeing 737-800.

Командир воздушного судна для нас и царь, и бог

Место встречи

Я познакомилась со своим мужем в самолете во время очередного рейса. Руслан работает старшим бортпроводником. Мы часто летали вместе, и он мне понравился. Конечно, бабочки в животе и романтика — все было, а через некоторое время у нас родилась дочь. У мужа еще день рождения в один день со мной – 8 марта. Это как судьба-судьбинушка.
Бортпроводницы в положении сразу списываются на землю. Я просидела почти 2,5 года по уходу, и первое время мне даже нравилось. Но все-таки моя чаша гармонии была заполнена не до конца – очень тосковала по небу. Когда, наконец, вышла на работу, то счастью не было предела. Мы с мужем прикрепились к одному самолету, и теперь и дома вместе, и на работе. Это нужно, потому что с нашим графиком мы бы виделись слишком редко. А так после каждого рейса вместе едем домой к дочке. До обеда не отсыпаемся, ведь проводить всего несколько часов с ребенком за три дня – непозволительно для любого родителя.
Конфликтов с мужем на работе не бывает. Мы полностью абстрагируемся от семьи на работе, и все эмоции остаются на земле. Никаких поцелуев и обнимашек. У нас с этим все строго. И дома о работе не говорим вообще – ее в нашей жизни и без того слишком много.
У нас очень много красивых, статных девчонок, которые еще не замужем. И, конечно, пассажиры никогда не оставляют их без внимания. Я знаю, что за нашими девчонками очень красиво ухаживают, выпрашивают номера, дарят цветы, подарки, иногда караулят у аэропортов.

Эстафетная палочка

Есть эстафетные рейсы, когда ты прилетаешь в другой город и можешь находиться там от нескольких часов до нескольких дней. Все зависит от расписания. По-простому это командировка.
Чаще всего мы летаем в Москву и Санкт-Петербург. На время командировок нас заселяют в гостиницу. Большинство членов экипажа просто спят, потому что на следующий день может быть запланирован рейс, и мы должны быть отдохнувшими, свежими и, конечно, трезвыми.
Если кто-то хочет уйти по делам, то должен доложить командиру воздушного корабля, который для нас и царь, и бог. Конечно, все любят пилотов, это особая каста, и мужчина в форме — это всегда притягательно. У нас в авиакомпании есть бортпроводницы, которые замужем за командирами воздушного судна. 
Среди нас много живчиков, кто во время эстафеты может успеть и по магазинам, и на свидание, и на концерт вечером. Но мы с мужем в последнее время просто ложимся спать — пенсионерский relax.
Если куда-то и ходим, то погулять по Красной площади, покататься на велосипеде в Парке Горького, и, конечно, по магазинам. Как получили зарплату — едем в Мегу, потому что любой шопинг доставляет кайф, и чисто из рассуждения, что цены на те же овощи в разы ниже, чем в Якутске. Это прекрасная возможность не тратить время на продукты по приезду домой.

В авиакомпании «Якутия» работают фанатики неба

Кино

С мужем любим смотреть фильмы про авиацию. Нашумевший фильм «Экипаж» тоже смотрели, и я, конечно, пошла ради Данилы Козловского, как 80% девушек.
Ну что сказать, это фильм-фантастика. В нем очень много надуманного. Как, например, люди залезают в самолет через воздухосборник на немыслимой высоте, при бешеной скорости. Там такое давление, что дышать невозможно, а они лазают по какой-то сетке, держа друг друга, грубо говоря, за лямку штанов… Это невозможно.
Конечно, после фильма можно побухтеть, что самолет с пробоиной, а они все летят и летят, еще успевают на ходу его штопать. Это более чем забавно. Но отвлечься и посмеяться можно.

Романтика

Некоторые считают, что работа бортпроводника — это сплошная романтика: сел в самолет и улетел в другой город, ходи себе да подкармливай пассажиров время от времени, никаких забот. Другие считают, что мы идем работать ради денег. Но это только внешняя оболочка. На самом деле наша работа заключается не только в разносе питания. Мы отвечаем за моральное и физическое состояние пассажиров, за их безопасность и комфорт во время полета.
Работа бортпроводника — это трудовые будни, тяжелый график, постоянная смена часовых поясов, ты все время на ногах, вдали от семьи. Каждый раз нужно заполнять массу документов до и после рейса и фиксировать каждое свое передвижение. Санитарная норма составляет 80 летных часов в месяц. Тяжело как физически, так и морально. Но мы те, кто не может жить без неба.
Я уверена, что в нашей авиакомпании работают фанатики своей профессии, кто любит небо, самолеты и эту незабываемую атмосферу, которую ни за какие деньги не купишь. В ближайшие годы не собираюсь уходить из профессии, и никогда не променяю ее ни на какую другую. Небо, девушка и самолет — это моя жизнь.