«Одаренные дети Якутии»: Как литература изменила Настю Иванцову, или амбиции алданской гимназистки

9529

Она отлично стреляет из ружья, занимается танцами, кикбоксингом, мечтает побывать на елке главы республики и стать прокурором. И это не все увлечения героини спецпроекта «Одаренные дети Якутии», десятиклассницы Алданской гимназии Насти Иванцовой.

До мурашек

Когда Настя читает стихи, зал замирает. Часто зрители признаются, что живое исполнение пробирает до мурашек. Вернее, стихи она сочиняет, а декламировать предпочитает прозу — отрывки из полюбившихся художественных произведений. Все-таки люди никогда не остаются равнодушными к замечательным поэтическим строкам, прекрасным произведениям, проникающим в самые глубокие уголки души. Мы тоже на какое-то время оказались во власти Настиных чар. Впрочем, смотрите и слушайте сами отрывок из произведения Виктора Астафьева «Пастух и пастушка».

Произведение Настя выбрала не зря. Повесть посвящена Великой Отечественной войне, но созвучна с нашим временем – временем испытаний, в котором все подвергается сомнению, вечной темой любви – к родной земле, матери, родине…Оба ее дедушки тоже сражались за Родину и вернулись домой с победой. Их медали считаются семейной реликвией.

— Если годом раньше я читала отрывок из юмористической повести Михаила Зощенко, то в этом году мне захотелось чего-то драматического. В большинстве случаев тексты подбираю сама: то, что волнует в данный момент, к чему лежит душа. Всегда много читаю, ищу. Учитываю и то, что может впечатлить зрителей, понравится им, — делится девушка.

Читающие дети – совсем другие, они меняются и взрослеют с каждой прочитанной книгой, а позже приходит понимание, что художественная классика – это разговор о настоящем, вот почему она всегда актуальна и интересна.

В течение марта по всей стране выбирают юных чтецов, будущих участников региональных туров Всероссийского конкурса «Живая классика». Он проводится шестой год при поддержке министерства образования и науки РФ. Финал состоится в «Артеке». Десятиклассница Алданской гимназии Настя Иванцова тоже поборется за звание лауреата.

Классный руководитель Елена Кривушина:

— Настя – одаренная девочка. Она — неоднократный победитель городских, районных предметных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов, активно участвует во всех школьных мероприятиях. Кроме того, сочиняет стихотворения, публикуется в районной газете.

Моя ученица ежегодно участвует в конкурсе чтецов прозы «Живая классика», она тонко чувствует текст, литературное слово, замысел автора, так не каждый взрослый умеет. Очень впечатлительный, эмоциональный и творческий человек

По словам учителей, десятиклассница нынче приняла участие в шести предметных олимпиадах, и во всех заняла призовые места. То, что Настя успевает везде, мы убедились и сами.

Конкурс юных чтецов «Живая классика», пожалуй, один из самых масштабных детских литературных проектов России. Уже в течение первых пяти лет в нем приняли участие более десяти миллионов детей из 84 стран и 85 регионов России. Своим живым интересом к чтению дети доказали, что, несмотря на развитие новейших технологий и средств массовой информации, книга всегда будет в нашей жизни.

— Я участвую в этом конкурсе с пятого класса, правда, был перерыв, поскольку в разные годы существовал возрастной ценз. Суть проекта заключается в том, что дети читают наизусть отрывки из любимых литературных произведений. Конкурс проходит в пять этапов: школьный, городской, региональный туры, затем финал в международном детском центре «Артек» и суперфинал на Красной площади в Москве. Пока у меня второе место на республиканском уровне, так что есть к чему стремиться, — рассказывает Настя.

Она помнит свой первый опыт. Случилось это в третьем классе, когда девочка заняла первое место на конкурсе чтецов. Победа окрылила ее, и с тех пор Настя стала целенаправленно читать, искать любимых авторов, произведения. В прошлом году талантливая ученица заняла 1 место на районном этапе и второе место – на республиканском. Конечно, Настя – ярко выраженный гуманитарий, о чем свидетельствуют и ее успехи по таким предметам, как история, русский язык и литература, обществознание, психология, история мировой художественной культуры.

Театр одного актера

— Тексты учу в процессе подготовки. Достаточно двух репетиций. Если школьные задания приходится штудировать по принуждению, то в этом случае мне гораздо легче, поскольку выбираю сама, — улыбается Настя. – Когда стоишь на сцене, а на тебя устремлены взоры слушателей, не хочется их подводить, стараюсь донести смысл сказанных слов до каждого.

Чтение со сцены – это буквально театр одного актера. И у Насти есть свои маленькие секреты.

— Чтобы правильно читать и передавать мироощущение и настроение писателя, важно понять идею рассказа либо повести, пропустить его через себя. И тут нужно задействовать весь организм. А это определенное дыхание, правильная расстановка пауз, соответствующая мимика, движение рук, — делится Настя. — Когда погружаешься во все это, невольно запоминаешь и сам текст. С каждым словом связано определенное движение. Я ведь не только читаю наизусть, я еще рисую картину руками, всем телом. Стараюсь выбирать интересные, неизбитые произведения, чтобы вызвать интерес окружающих. Не скажу, что люблю современных авторов, поэтому чаще всего выбираю классику.

И это еще не все. Настя также проговаривает скороговорки, делает специальные упражнения с языком.

Если раньше она переживала, волновалась и старалась не смотреть в глаза зрителям, то сейчас у нее и на этот случай припасена парочка трюков. Теперь ей интересно работать с теми, кто в зале.

Трудно читать вдохновленно, когда видишь скучающие лица. Тогда возникает вопрос: для кого я это делаю? Поначалу выбирала одного конкретного слушателя и весь накал страстей и эмоций обрушивала на него. Признаюсь, возможно, это большой груз ответственности для одного человека

Сейчас, мой педагог называет это профессионализмом, я глазами пробегаю по всему залу, стараясь пробудить чувство сопричастности у всех. Даже если человек не заинтересован, то глядя в глаза, он невольно переключается на меня и начинает слушать, вникать – происходит энергетический контакт. Были случаи, когда после выступления подходили ребята и говорили, что переживали вместе с героем произведения и даже плакали. Это приятно, значит, задела за живое, — улыбается девушка.

Настя признается, что любит выступать на сцене, быть на виду, но звездной болезнью не страдает, считает, что всегда есть к чему стремиться.

— Свои ошибки вижу сама и работаю над ними, — говорит она.

По признанию родных, Настю трудно застать дома. Только в этом году школьница приняла участие в шести олимпиадах, двух научно-практических конференциях, республиканском экономическом форуме, где в составе районной команды «Бизнес-леди» заняла второе место, активно сотрудничает с клубом «Я гражданин». Кроме того, девушка — выпускница хореографического отделения музыкальной школы, занималась кикбоксингом, легкой атлетикой, бегает на лыжах. И мечтает стать …прокурором.

— А еще хочу стать отличницей, получить золотую медаль, учиться в Екатеринбургской академии юриспруденции и права на прокурора и работать в правоохранительных органах, — говорит она.

Папина дочка

Хотя Анастасия не считает себя папиной дочкой, с малых лет – его хвостик. Часто вместе с отцом Русланом Владимировичем ездит на охоту, ведь он у нее охотник-любитель.

— У меня даже полное снаряжение для этого есть, ведь езжу с папой с пятого класса, — смеется Анастасия. – Хорошо стреляю из ружья, умею ставить капканы. Мои трофеи – зайцы, утки, рябчики. Жалко, в последнее время редко удается ездить, нет времени. Мне сейчас нужно больше учиться, ведь еще мечтаю попасть на елку главы республики. Надеюсь, в одиннадцатом удастся.

Мама Татьяна Юрьевна, учительница английского языка:

— Настя с детства такая активная: все успевает, многим увлекается, очень любит читать и сочинять стихи. Уже есть небольшие сборники ее авторских произведений. Очень люблю ее и горжусь дочерью. Она — открытый, общительный ребенок. Для младших братьев, безусловно, пример во всем.

Братья

Братья-двойняшки нынче поступили в 1 класс. Сестра, действительно, авторитет для мальчишек. Во всяком случае они также хорошо учатся, участвуют в школьных олимпиадах. Недавно на одной из них Владик занял второе место.

— Рождение братиков, пожалуй, один из самых запомнившихся эпизодов детства, — вспоминает Настя. – Я помню, как мы переживали и радовались. С папой сразу побежали к маме в роддом, стояли под окнами и радостно махали маме. А когда увидела их, даже умилилась – такие маленькие, сморщенные и красные, — смеется Настя. – Когда исполнился месяц, мне впервые разрешили взять их на руки.

Настя, оказывается, даже вела дневник, почти как молодая мама: записывала, когда малышей искупали в первый раз, постригли и другие важные моменты жизни.

Они очень разные: Славик – спокойный и усидчивый, Владик – ураган.

Разные по отдельности, вместе они невыносимые! Нам приходится растаскивать их в разные стороны даже тогда, когда им нужно учить уроки. Вместе не получается. Владик такой же эмоциональный, как я!

— Я родился на десять минут раньше, значит, старше, — рапортует шустрый Владик.— Точно знаю, что буду спецназовцем.

Он и держится уверенно, четко отвечает на вопросы, тогда как младший Славик стеснительно смотрит на меня из-за спины мамы.

— А у меня две будущие профессии: ученый, про вторую я вам не скажу! — говорит он.

— Да он хочет стать бандитом! – выдает старший.

— Неправда, это твое предположение, — возмущается младший. – Я вообще-то хочу стать изобретателем.

— Настя – хорошая сестра, она очень умная, но жалко, что не разрешает нам заходить в ее комнату, — жалуются братья. – А так мы дружные, любим играть в шумные игры, иногда в шашки и шахматы, можем и подраться.

На мой вопрос, какие качества наиболее четко ее характеризуют, Настя ответила кратко: «Целеустремленность, творчество и амбиции». У нее много друзей, и часто родителям приходится вызванивать ее из школы. Увлеченная девушка может забыть о том, что в сутках всего 24 часа.

Если Настя что-то задумала, то идет до конца. Наверное, это отличное качество, во всяком случае друзья знают, что на нее всегда можно положиться. А каким она станет прокурором, покажет время. Почему-то я уверена, что она обязательно им станет! Есть в ней какая-то свобода юной дерзости.



Проект «Одаренные дети Якутии» — о любознательных, оригинальных, умеющих удивлять, преодолевать трудности и потрясающе работоспособных мальчиках и девочках. Каждый ребенок по-своему неповторим и уникален. Кто-то прекрасно поет, кто-то достигает успехов в спорте, кто-то пишет стихи. Мы никому не ставим оценок, здесь нет соперников, мы просто рассказываем о талантливых детях. Пусть о них узнают все. Пусть все увидят, какое у Якутии яркое и неповторимое будущее. 

Мы ищем наших героев везде, присоединяйтесь!