Один день из жизни сотрудника уголовного розыска

Специфика работы опера УгРо проявляется в манерах, поведении и даже во внешности. Абсолютно среднестатистическая внешность. Такого в толпе не заметишь. Взгляду не за что зацепиться. Единственное, что выдаёт опытного опера, у которого на счету сотни раскрытых преступлений и задержаний, это глаза, очень внимательные и цепкие.

1090

В день сотрудника правоохранительных органов стоит вспомнить об одном из главных подразделений МВД — уголовном розыске. Ведь оперативники по праву считаются элитой современной полиции. Сегодня наши герои – ребята из опергруппы отдела по раскрытию преступлений на территории обслуживания межмунициального управления «Якутское» (ОРПТО ММУ «Якутское»).

Макаров и бумаги

В 8.30 утра подхожу к зданию бывшего первого ГОМа. Возле дежурной части меня встречает один из героев нашего репортажа, старший оперуполномоченный, капитан Егор Чемезов. Поздоровавшись, идем вооружаться. В небольшой комнате на первом этаже Егору выдают стандартный пистолет Макарова и две обоймы.

Расписавшись о выдаче, бежим в кабинет начальства на развод. В тесную комнатенку забиваются все опера ОРПТО. В течение получаса обсуждаются сводки и оперативная информация по состоянию всех уголовных дел, которые находятся в отделе. В связи с высокой секретностью любой информации, которая звучит в кабинете, сотрудникам запрещено ее разглашать. Также обсуждаются планы по готовящимся задержаниям подозреваемых, полицейские делятся с руководством агентурной информацией. Получив задания, все расходятся по кабинетам.

Львиную долю времени любого полицейского отнимает писанина – заполнение всевозможных рапортов, заявлений, объяснительных и прочее. Это только в боевиках бравые полицейские, разрушив половину города, спокойно идут пить пиво. В реальности оперативник должен фиксировать каждый свой шаг.

Пока парни занимаются бумажной работой, знакомлюсь с ними поближе. Капитан Чемезов служит в органах шесть лет, начинал участковым, прошел аттестацию и продолжил службу уже в полиции. Вскоре был переведен в уголовный розыск. Руководство отзывается о нем, как о самом перспективном сотруднике отдела. Лейтенант Мигалкин, выпускник школы милиции, после учебы пришел в ОРПТО и служит здесь второй год. Лейтенант Охлопков пришел как говорится «с гражданки», работает более года.

Сам пришел

Ближе к обеду Егор дает сотрудникам задание: установлены данные девушки одного из подозреваемых в квартирной краже. Максим и Семен выезжают к месту ее учебы. Мы с Егором остаемся дежурить в отделе и ждем вызовов.

Но работа явилась сама в лице парня, у которого пропал в автобусе телефон. Во время беседы узнаем, что пропажа произошла три дня назад. На резонный вопрос, почему пришел только сейчас, отвечает, мол, времени не было зайти. Приняв заявление, опер сетует, что таких много, сами теряют телефоны, а потом приходят в полицию в надежде, что при помощи IMEI-номера полицейские обнаружат пропажу.

Полицейская дипломатия

Пока мы общались с заявителем, Максим и Семен привезли подругу подозреваемого, девчушка робко сидела в соседнем кабинете. В ходе длинной беседы удалось узнать пару адресов, где может находиться ее ухажер. Признаться, я ожидала громких криков и ударов по столу с требованием сдать всех и вся, но ребята действовали очень спокойно, буквально упрашивая ее назвать адреса.

Максим поехал проверять информацию, а Семен остался разговаривать со студенткой. Девушке 21 год, учится в одном из ссузов Якутска, к уголовной ответственности не привлекалась, не пьет, не курит. Через час прибывает Максим и сообщает, что по всем адресам пусто. Становится понятно, что студентка из-за слепой любви пустила оперов по ложному пути. И снова продолжаются долгие уговоры.

К шести часам вечера девушка сдается и звонит своему избраннику. Набрав его номер, описывает ситуацию, в которую попала из-за него и слезно просит приехать. В телефонной трубке лишь слышно: «Ничего им не говори». Вдоволь наплакавшись, подруга подозреваемого снова набирает номер и передает телефон Егору.

Старший опер за полчаса задушевной беседы уговаривает парня добровольно прийти в отдел. Игорь (имя изменено в интересах следствия – прим. авт.) согласен подойти с одним условием: во время встречи должен присутствовать опер Владимир Иванов, который вел его прошлые дела и которому он хоть как-то доверяет. Однако Владимир уже давно не работает в ОРПТО, перевелся на спокойную должность в другой отдел. Пообещав Игорю выполнить его требования, Егор связывается с Ивановым и просит подойти. К счастью, Владимир соглашается заглянуть к старым коллегам. Связавшись с Игорем, он уговаривает его подъехать.

Через час на пороге кабинета появляется молодой человек. Девушка и Владимир признали в нем Игоря. В свои 20 лет юноша уже имеет судимости за кражу и угон. Увидев друг друга, влюбленные кидаются в объятия. Подождав, пока утихнут страсти, опера просят девушку выйти в коридор.

Начинается долгая обработка подозреваемого, который детально описал хронологию преступления. Как оказалось, инициатором кражи был некий Михаил (имя изменено в интересах следствия – прим. авт.), который не так давно вышел на свободу. В итоге было решено задействовать Игоря, как приманку для основного подозреваемого. Тут же, находясь в отделе, парень созвонился с приятелем и предложил встретиться возле кооперативных гаражей. Тот сообщил, что будет за рулем белой «Тойоты Висты».

Погоня

Егор принимает решение отправить на задержание Максима, Семена, меня и опера из другой смены Василия. Мы все грузимся в машину последнего. Примчавшись к гаражам, находим подходящее место для засады. И тут неожиданно Михаил звонит Игорю и меняет место встречи, требуя, чтобы тот подошел пешком к Столичному рынку. Приехав к рынку, мы высаживаем Игоря, вслед за ним на пешее наблюдение выходит Максим.

Вновь звонит подозреваемый и говорит Игорю, чтобы он шел вдоль улицы Дзержинского в сторону центра, а он его где-нибудь подхватит. Становится понятно, что парень почуял неладное. В районе ЯКСМК Михаил требует, чтобы Игорь подошел к остановке, опера в свою очередь дают ему задание выманить подозреваемого из машины.

Буквально через минуту подъезжает «Виста», но отнюдь не белая, а черная. Водительское стекло опускается и наша приманка усаживается на переднее пассажирское кресло. Тут к автомобилю подбегает Максим и пытается открыть дверь, но она заперта. Воришка сразу же дает по газам, чуть не наехав на оперативника. Максим на ходу запрыгивает в машину оперов, тут же набирает дежурную часть ГАИ, наш водитель Василий выжимает педаль газа в пол.

Началось преследование. Время за полночь, благо, на дорогах автомобилей не так много. Погоня ведется по улице Дзержинского, далее черная «Виста» сворачивает на Лермонтова и движется в сторону парка, потом, свернув к областной больнице, преследуемые добираются до 17 квартала и выезжают на Объездное шоссе. Затем преступники на бешеной скорости влетают на Вилюйский тракт и рвутся за город. Проскочив пост ГАИ, поднимаемся на гору и понимаем, что на прямой дороге нам не хватает мощностей двигателя.

И тут, прямо как в кино, за нами загораются красно-синие люстры патруля ГАИ. Обогнав нас, они начинают преследование. Отечественная «Лада Приора» на удивление быстро догнала преступников. Потом мне сообщили, что у нее расточены цилиндры, за счет этого повышена мощность двигателя. По громкоговорителю отчетливо слышны требования остановиться, а через несколько километров уже пошли угрозы применения оружия. После двух предупреждений подозреваемый начинает тормозить. Опера, которые не раз участвовали в погонях, в один голос сказали: «Сейчас прыгнет, надо готовиться!». И они оказались правы, открыв дверь, на полном ходу Михаил выпрыгивает на обочину. Наш Василий бьет по тормозам, а Максим прыгает вслед за уголовником, также поступил один из инспекторов ГАИ. Мы же с Семеном дождались, пока машина полностью остановится и пустились вдогонку в мрак ночного леса.

Пробежав несколько сотен метров, находим куртку подозреваемого. Но из-за того, что на пятерых лишь один фонарик, который с собой прихватил инспектор, мы рассредоточиваемся в лесу на дистанции пяти метров друг от друга. В такой кромешной тьме не видно даже рядом идущего человека, и часть из нас вынужденно возвращается к дороге на ощупь. Однако опер Семен и гаишник Сергей решительно продолжают поиски.

В скором времени упорство двух лейтенантов дает свои плоды: буквально в километре от дороги они обнаруживают беглеца, лежащего в сугробе и дрожащего от холода. Только вот незадача, в ночной тайге они не смогли найти путь назад, следы на снегу были везде и вернуться по ним оказалось проблематичным. Сирены и гудки служебных машин они не слышали из-за плотности деревьев. Благо, направленный на подмогу «уазик» ГАИ через полчаса вывез всех из леса.

Доставленный в отдел Михаил отогревается и начинает рассказывать свою версию совершенного преступления. После допроса жалуется на боль в руке, попутно хвастаясь, что во время прыжка повредил лишь кисть.

На «скорой» выезжаем в травмпункт. В рентген кабинете узнаем, что у горе-вора перелом пальца. На ночь отвозим Михаила в КПЗ второго отдела полиции. Завтра оттуда он поедет прямиком в суд.

Некиношные герои

На часах пять утра, за нами приезжает Егор, мы отвозим Максима домой. Молодому лейтенанту осталось спать три часа, а потом снова на работу и снова в бой. Чемезов смеется, что опять будет звонить мама Максима и жаловаться, что ее сын поздно приходит с работы. Ведь любящая мать и не подозревает, с чем сталкивается ее сын каждый день, рискуя собой ради нашего с вами спокойствия.

На улице начинает светать, а в отдел поступают звонки трезвеющих граждан: кто-то потерял телефон, в баре на улице Федора Попова украли куртку, а на таксиста на улице Клара Цеткин напали и отобрали телефон.

Мы с Егором выезжаем на все эти вызова, старший опер тщательно заполняет все документы с показаниями. Лично я уже не могу выдерживать этого дикого темпа и временами засыпаю на месте происшествий. Капитан Чемезов будит меня и мы едем к новым потерпевшим.

В отдел возвращаемся в девять утра. Егору предстоит просидеть на работе до обеда, чтобы справиться со всей бумажной работой. Дома его ждут любящая супруга и двое детей.

Профессия оперуполномоченного уголовного розыска – одна из самых сложных и в то же время не публичных. Про оперов снято много фильмов и сериалов, однако они практически не отображают реальную работу полицейских. А романтический ореол имеет мало общего с тяжёлой, кропотливой и опасной работой. Опер – это постоянный стресс, физические нагрузки, адреналин и моральное напряжение. Тем не менее, опера изо дня в день, зачастую без выходных и праздников, продолжают бороться с преступностью.