Права под ключ: Инспекторы ГИБДД рассказали о тонкостях сдачи экзамена на водительское удостоверение

7889

Легко ли сдать на права? По каким причинам кандидаты в водители чаще всего проваливают испытание? Подробности мы узнали у начальника межрайонного регистрационного экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Якутии Андрея Тараповского, а также побывали на автодроме ДОССАФ и пообщались с инспекторами.


— Андрей Александрович, сколько госинспекторов принимает экзамены в Якутске и каков их функционал?

— В штате у нас восемь человек, один инспектор принимает теоретический экзамен, остальные — практический. С июля прошлого года теория сдается только в онлайн-режиме через федеральную систему ГИБДД. Там отображаются все протоколы и экзаменационные листы. Кроме того, в ФИС вносятся данные медкарты будущего водителя и его попытки сдать тот или иной этап.

— Для чего это делается?

— Чтобы можно было отследить сроки сдачи экзаменов, если человек не справился с каким-то этапом, он имеет право на пересдачу через 7 суток. Если кандидат в водители провалил испытание три раза, то вступает в силу постановление правительства 10.97, которое дает ему возможность прийти только через месяц. Если вы справились с теорией, то на практику можете отправиться в течение 6 месяцев, по истечении этого срока – снова теория, а только потом упражнения.

— Считается, что за полгода человек забудет теорию?

— Дело не только в этом. Если кандидат в водители 6 месяцев не может сдать практические упражнения, то он явно что-то не доучил, пропускает какие-то пункты правил дорожного движения.

— Какие практические навыки нужно продемонстрировать, чтобы сдать экзамен?

— Это экзамен на закрытой площадке, а потом вождение в городских условиях. В Якутске разработаны три маршрута, все они включают въезд на круговое движение. Возможно, через пару лет люди научатся проезжать круг правильно, а не следовать принципу «проскочил, да и ладно».

— Правильно — это как? Какой поворотник надо включать при въезде на круг?

— Когда вы въезжаете, куда руль крутите? Вправо? Вот правую поворотку включать и надо. После того, как человек сдал экзамен на закрытой площадке автодрома, где существует перечень необходимых упражнений, он приступает к этапу в городе. В целом дается полчаса, чтобы протестировать одного человека в условиях городской среды. Но люди разные, кто-то может сняться с маршрута и на второй минуте. 

— Вы говорите, люди разные, а были случаи, что кандидаты в водители не соглашались с решением экзаменатора?

— Да, у кандидата есть право обжаловать решение, в 2017 году я уже рассмотрел около пяти таких заявлений, во всех случаях инспекторы были правы. Сейчас действует правило, что сдача практической части должна записываться на видеокамеры, которые устанавливаются в учебных машинах. И мы после проведения экзамена записи просматриваем, а потом архивируем на 2 месяца. Если поступает заявление, изучаем ее, берем объяснения у кандидата. На моей памяти ни одного решения в пользу ученика вынесено не было. Но в основном люди сами прекрасно видят, что и где сделали не так.

— 1 мая вступил в силу приказ МВД, по которому сотрудник ГИБДД обязан владеть не только теоретическими знаниями в области безопасности дорожного движения, но и «в совершенстве» управлять транспортным средством. Кроме того, экзаменаторы должны обладать хорошими навыками межличностного общения и уметь предотвращать конфликты. Расскажите об этом подробнее.

— Да, все верно. Сейчас инспектор имеет право принимать экзамен только по тем категориям вождения, которые есть у него самого. Это не касается тех, кто работает с теорией. Все мои ребята недавно успешно прошли психологические тесты, поэтому приказ МВД нами выполнен.

— Какими коммуникационными качествами должен обладать экзаменатор?

— Каждый сотрудник полиции обязан быть психологом и уметь найти общий язык с человеком. Никому не позволительно переходить на личности. Экзаменатор должен избегать конфликтов и быть принципиальным.

Чтобы посмотреть, как проходит практический экзамен, мы отправились на автодром ДОСААФ, который является одним из самых укомплектованных в Якутии. В этот день на месте находились два инспектора.

Для сдающих экзамен на категорию «В» в ДОСААФЕ предусмотрена автоматизированная система, состоящая из 7 упражнений – проезд регулируемого перекрестка, повороты на 90 градусов, змейка, парковка ТС и выезд с парковочного места, разворот в ограниченном пространстве, остановка и начало движения на подъеме, движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом.

Пока курсант выполняет эти упражнения, инспектор находится в помещении и наблюдает за происходящим с помощью специального оборудования, которое учитывает все ошибки будущего водителя и заносит их в программу.

Желающие управлять транспортным средством категории «Д» показывают умения только в присутствии экзаменатора.

Нам удалось побеседовать со старшим госинспектором МРЭО ГИБДД, капитаном полиции Максимом Витошниковым. Свою должность он занимает уже 4 года.

— Каково работать с людьми?

— Люди разные — бывают тяжелые, спорят, хлопают дверью, плачут. Всегда стараемся объяснить нарушения, обсуждаем любую спорную ситуацию. Кандидатам в водители надо помнить, что транспортное средство – источник повышенной опасности, за каждого человека, сдавшего экзамен, мы несем ответственность.

— Увеличилось ли в последние годы количество женщин, желающих получить права?

– Кандидатов-женщин стало гораздо больше, из общего числа, наверное, порядка 60%.

— С чем это, по-вашему, связано?

– Женщины стали более эмансипированными, могут купить машину, хотят водить. У многих есть работа, дети, которых надо возить в садик или в школу. Также сейчас отмечается большой процент пожилых людей, желающих стать водителями.

— И кто лучше справляется с экзаменационными заданиями?

— Мы никогда не разделяем людей по половому признаку и возрасту. Права и возможности у всех одинаковые, ошибки тоже чаще всего одинаковые.

— Кстати, об ошибках. Из-за чего в основном претенденты проваливают экзамен?

— Из-за невнимательности. Не смотрят на знаки, пешеходов не пропускают, проезжают на красный свет.  Почему? Не досмотрели, не доглядели. У нас сдавать несложно, мы же не в Москве — нет трамвайных путей, съездов на КАДе, согласитесь.

— Есть ли у вас рекордсмены, которые очень долго не могут сдать?

— Есть. Некоторые по два года ходят. Их знаем не только в лицо, но и по фамилиям, предполагаем, как себя поведут в тот или иной момент. На их месте я бы задумался, стоит ли вообще начинать управлять транспортным средством.

— Что самое важное во время экзамена?

— Прийти на экзамен, внимательно слушать, что говорит инспектор, какие дает команды. Не нервничать и быть внимательным.