«Производственная деятельность компании осуществляется по пяти основным направлениям – обувное, скорняжное, кожевенное производство, заготовка и реализация пушнины, кроме этого — материально-техническое обеспечение охотников. Если говорить, например, о производстве обуви, то в денежном выражении это порядка 100 миллионов рублей ежегодно», — сообщил ЯСИА гендиректор ОАО «Сахабулт» Михаил Павлов.
Кожевенно-обувной завод «Сахабулта» в Якутии — на сегодняшний день единственное предприятие отрасли на Дальнем Востоке. Всего же в России действуют 28 заводов.
Выпуск меховой, замшевой, домашней обуви, по словам руководителя предприятия, является на сегодня одним из наиболее прибыльных направлений, формирующих доходную базу. Вместе с тем, здесь имеются свои особенности, влияющие на оборачиваемость средств. Предприятие самостоятельно закупает меховое и кожевенное сырье непосредственно у оленеводов и охотников, а также у сельхозпроизводителей и перерабатывает его. При этом существенную роль играет фактор сезонности – забоя оленей, охотничьего сезона, массового забоя крупного рогатого скота. Соответственно, процесс закупа сырья, его переработки, выпуска и реализации готовой продукции занимает достаточно длительный период.
Сегодня в республике рынок меховой зимней обуви, в том числе в национальном стиле, делят три основных игрока – ОАО «Сахабулт», фабрика художественных промыслов «Сардаана» и специализированное предприятие «Якутобувь». Кроме того, в последние годы возросло количество частных фирм, изготавливающих подобную обувь. Нельзя сбрасывать со счетов и пресловутый «китайский фактор» — предприниматели из Поднебесной также стали производить не только предметы домашнего обихода, но украшения и обувь в северном исполнении. Качество подобной продукции – тема отдельного разговора, поскольку в этом случае на первом месте низкая цена.
«Рынок насыщенный, конкуренция растет. Соответственно, возрастает значение таких факторов, как реклама, дизайн, маркетинг, но в первую очередь – это качество. То есть, если мы говорим о таком специфическом сегменте, как зимняя меховая обувь, то здесь процесс не стоит на месте», — отмечает Павлов.
Стратегия «Сахабулта» заключается в том, что при сохранении выпускаемого объема особое внимание уделяется перспективным направлениям.«У нас есть определенные наработки по выпуску межсезонной обуви. Для этого имеется штат специалистов, сырье, оборудование, технологии», —говорит директор предприятия.
Основа производства – натуральное сырье. Например, оленьи лапы (камусы) закупаются в оленеводческих хозяйствах как внутри республики, так и за ее пределами (Красноярский край, Ямал, Чукотка). Для изготовления подошв унтов, зимних сапог и ботинок используется только отечественный войлок производства Борской фабрики из Нижегородской области.
Продукция «Сахабулта» ориентирована на все категории покупателей – от бюджетных моделей из спилковой кожи до эксклюзивных образцов из оленьего камуса с использованием декоративной вышивки в национальном стиле – «билэ». Отдельно необходимо отметить разнообразный ассортимент недорогой детской обуви.
«Рынок меховой обуви имеет свою специфику – это в первую очередь сезонность. Здесь очень важно реагировать на покупательский спрос. Мы можем предложить широкую линейку моделей, при этом, что немаловажно, различную по ценам и размерному ряду. Это обусловлено как объемами производства, так и наличием складских запасов», — отмечает Павлов.
Безусловно, как и на любом производстве имеются свои проблемы. Оборудование, которое сегодня используется, было закуплено двадцать лет назад. По словам директора, в настоящее время рынок предлагает различные образцы современных высокотехнологичных станков, в большинстве своем импортного производства, приобрести которые в условиях колебаний валютного курса могут позволить немногие.
«Мы начали сотрудничать с Фондом развития промышленности РФ, подали заявку на получение средств необходимых для модернизации производства по программе импортозамещения и как экспортно-ориентированное предприятие», — сказал Павлов.
Розничная сеть «Сахабулта» представлена не только в столице республики, где имеется 4 собственных торговых точки, но и в районах, где реализацией продукции занимаются более 100 контрагентов. В прошлом году открылся фирменный магазин в Хабаровске.
Сегодня непосредственно на производстве занято 190 человек. В целом, учитывая, что компания занимается еще и закупом сырья, материально-техническим обеспечением охотхозяйств, в ее деятельность вовлечено свыше 3 000 человек.
После разговора в директорском кабинете в сопровождении заместителя Петра Коркина идем на экскурсию по комбинату. В цехе по производству обуви нас встречает инженер-технолог Кристина Неустроева. «Сейчас у нас работает 44 человека. Здесь на нескольких технологических линиях производится вся обувь. Этим летом впервые в республике начали выпускать детскую обувь в национальном стиле. В 2016 году запускаем линию мужской и женской модельной и повседневной обуви «евро-зима» из натуральных материалов на формованной подошве – сапоги, ботинки и т.д. Потом начнем производство летней взрослой и детской обуви, в том числе и модных нынче мокасин», — рассказывает она.
Модели, разработанные специалистами-конструкторами, большинство из которых — выпускники Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна, учитывают не только суровый северный климат, но и современные тенденции. На тележках громоздятся как солидные мужские и женские унты из благородного оленьего камуса, так и детские замшевые сапоги ярких расцветок. Отдельными рядами стоят изделия из спилковой кожи – обычные с виду полусапоги черного цвета, но очень теплые, они пользуются большим спросом из-за низкой цены и носкости. Тут же мастерицы занимаются вышивкой декоративных вставок из бисера — «билэ», изготовлением опушки из меха норки, которые затем украсят женские унты, собирают «шахматный» орнамент из оленьего меха и кожи – неотъемлемую часть северных мужских унтов.
«Самое главное в обуви, в том числе и в меховой – это колодка, отвечающая ГОСТу. В частности, мы заказываем их в Московской области. Во – вторых, для изготовления подошвы мы используем только отечественный войлок, поскольку в нем высокое содержание шерсти и отсутствуют примеси», — говорит инженер – технолог.
Процесс изготовления унтов начинается с подбора камусов – по цвету, качеству. На одну пару уходит не меньше 12 лапок, из которых выкраиваются 18 деталей, которые затем сшиваются. В определенной степени этим и объясняется относительно высокая стоимость унтов – самые дорогие стоят около 25 тысяч рублей (с учетом внешней отделки). Но здесь необходимо заметить, что некоторые производители зачастую экономят на сырье, то есть используют меньшее количество лапок, что сказывается на цене.
«Это кропотливый процесс, где много ручного труда. Есть операции, которые невозможно механизировать, иначе страдает качество изделия. В целом на изготовление одной пары унтов уходит 3-4 дня», — комментирует Неустроева.
Заключительным пунктом небольшой экскурсии стал фирменный магазин «Эрэл». Здесь представлен весь ассортимент выпускаемой продукции – помимо обуви это шубы, головные уборы, спецодежда, сувениры, кожа и шкуры.
«У нас в продаже имеются, например, выделанные шкуры оленя, медведя, лошади, которые можно использовать как накидки на диван или на пол. Отдельно для охотников и туристов – спальные мешки из оленьего меха, палатки. Есть национальные виды одежды северных народов – кухлянки. Те, кто занимается шитьем, приобретают у нас уже выделанные шкуры чернобурки, соболя, ондатры – пойдет и на шапку, и на шубу. Народные мастера приезжают к нам за выделанной кожей», — говорит заведующая магазином Анна Макеева.
С наступлением холодов количество покупателей значительно увеличилось, говорит Анна Кимовна. «Товар у нас сезонный, скажем, меховая обувь. Но есть интересные новинки – вот, например, летние мужские и женские сапоги в национальном стиле из натуральной кожи разных цветов. Их обычно покупают перед Ысыахом. Есть домашняя обувь – кожаные и меховые тапочки для всей семьи. Летом у нас бывает много туристов – покупают шапки из волка, выбор у нас большой, сувениры, те же шкуры. Забавно, вот у нас есть маленькие торбаза для совсем маленьких детишек, почти что для новорожденных, так туристы их покупают на память», — говорит заведующая магазином.
По словам руководства предприятия, в 2016 году запланировано обновление технологического оборудования в рамках сотрудничества с Фондом развития промышленности РФ. Отметим, что в следующем году Якутскому кожевенно-обувному заводу (вошедшему с 1993 года в состав ОАО «Сахабулт») исполнится 85 лет.