Стандарты Ольги Васильевой

3237

Чуть ли не каждую неделю новый министр образования и науки России Ольга Васильева делает заявления, становящиеся предметом обсуждения, а порой и споров учителей и родителей. Многие из озвученных ею направлений работы ведомства — это хорошо забытое старое. Сегодня вместе с якутским педагогическим сообществом мы рассмотрим лишь некоторые из них.


Испытания для абитуриентов

Ольга Васильева считает, что по окончании школы нужно ввести дополнительную оценку знаний учеников по всем предметам, а также предлагает вернуть в вузы письменные вступительные экзамены.

В Северо-Восточном федеральном университете выступили против введения дополнительных испытаний при поступлении в вуз. По мнению проректора по педагогическому образованию Михаила Федорова, на письменном экзамене будет сказываться человеческий фактор.

«ЕГЭ полностью снимает субъективное мнение преподавателя при поступлении в вуз, что очень важно. Поэтому нужно максимально исключить письменные испытания при приеме», — подчеркнул он.

Напомним, дополнительные творческие экзамены проводятся для абитуриентов, поступающих на направления СВФУ «Журналистика», «Архитектура», «Технология художественной обработки материалов», «Физическая культура», «Литературное творчество», «Народная художественная культура», некоторые профили программ «Педагогическое образование», «Филология». Профессиональные испытания проходят также будущие врачи.

Бумаготворчество: Нас не заставят!

Отныне школьные учителя будут заполнять только три вида документации — классный журнал, дневники и учебную программу.

«Все инструкции на этот счет будут даны. Больше никто вас ничего заставить выполнять не сможет», — заявила глава Минобра РФ на Всероссийском съезде учителей в Чувашии.

«Прежде мы проделывали эту работу в бумажном и электронном видах. Получалась двойная нагрузка, которая занимала уйму времени. С 1 сентября в нашей школе мы уже начали заполнять упрощенный вариант учебной программы, и это стало первой ласточкой добрых перемен. Раньше пояснительных пунктов к программе было очень много, приходилось исписывать порой до 60 страниц. В некоторых школах, кстати, давно уже убрали бумажные журналы, у нас пока нет. Так что мы в ожидании счастливых перемен!» — отметила учитель русского языка и литературы средней школы № 26 Якутска Елена Чернова.

Кроме того, Елена Петровна прокомментировала высказывание нового министра о формировании списка обязательной литературы для школьников: «Сейчас подобный перечень у разных авторов учебников варьируется и рекомендуется в основном для сдачи экзаменов, поэтому единая литература намного упростит задачу как для учителей, так и для детей. Когда все находятся в равных условиях, а не мечутся что, где читать, это упорядочивает систему образования. Ведь что-то можно включить в программу, а что-то использовать во внеклассном чтении».

Воспитание: что посеешь, то и пожнешь

Ольга Васильева намерена вернуть школе функции воспитания. По ее мнению, помочь в этом призван общественно-полезный труд. В частности, работа на приусадебных участках, уборка школьных помещений. Кроме того, глава ведомства планирует вернуть летние трудовые лагеря.

Кстати, для агрошкол Якутии заявление главы Минобра не новость, поскольку летние стационарные лагеря у нас давно функционируют. Например, по словам заместителя начальника улусного управления образования Нюрбинского улуса Марфы Кузьминой, у них в улусе семь агрошкол. Нынче летом на территории Нюрбы работали три таких лагеря. В них школьники приобщаются к сельскохозяйственному труду, занимаются животноводством, овощеводством и растениеводством.

Что касается уборки помещений в школах, то мнения родителей оказались кардинально противоположными. Некоторые считают, что трудовое воспитание — это хорошо. Ведь современные дети не умеют работать, и им не повредит иногда убирать территорию школы, проводить генеральные уборки в классах. С этим не согласны другие мамы.

«Лучше бы вернули полноценные уроки труда с обучением столярному мастерству, кулинарии и шитью, толку было бы больше, — считает мама ученика одной из столичных школ Виктория Павлова. — Мытье полов в школе — перебор. Тем более наши дети заканчивают учебу поздно вечером, а в условиях суровой якутской зимы это к тому же и опасно. Пусть сперва всех переведут на односменное обучение, тогда еще ладно. Считаю, что заставлять учеников выступать в роли уборщиц — способ сэкономить средства. Кризис на дворе…»

Не удивили: вернуть астрономию

В расписание уроков вернется астрономия. В советское время на этот предмет отпускалось 35 часов в год, сейчас же от силы пять, да и то они выделены в курсе физики. По словам министра, новые учебники не придется писать, они уже есть и просто требуют доработки. Так ли это, мы поинтересовались у наших учителей.

«Эту новость мы, конечно, воспринимаем с радостью. Я преподаю общий курс астрономии для студентов‑физиков, а также веду дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам для школьников Якутска. Кстати, олимпиадное движение по астрономии никогда не прекращалось в нашей стране, выпускались учебно-методические пособия, задачники, поэтому мы смогли сохранить интерес у детей. Надо сказать, что во всероссийских олимпиадах представлены все регионы России. При этом отмечу, что на заключительный этап состязаний из всего Дальневосточного федерального округа смогли пробиться только представители Якутии, аж три человека. А ученик Якутского городского лицея Кирилл Жирков стал призером. Так что определенные успехи у нас есть», — заявила старший преподаватель кафедры методики преподавания физики ФТИ СВФУ Айталина Протодьяконова.

«Чем раньше ребенок начнет заниматься астрономией, тем лучше для него. Занятия расширяют кругозор, развивают общее мировоззрение, помогают понять суть устройства мира. Победы на олимпиадах дают дополнительные баллы по физике при поступлении в вузы. В Якутске астрономией активно занимаются в Центре технического творчества при Дворце детского творчества, в СВФУ, ряде улусных школ», — сообщил преподаватель астрономии, физики средней школы № 12 Якутска Михаил Усов.

Второй иностранный

Тут одно «но», по предложению Васильевой астрономия будет добавлена в обязательную программу средней школы за счет сокращения учебных часов на второй иностранный язык. Министр считает, что изучение второго иностранного во многом профанация. «Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали», — сказала она, объясняя планируемое сокращение часов на этот предмет.

«Как преподаватель французского языка считаю: второй иностранный язык как обязательный предмет стоит вводить и не думать о сокращении его часов. Если говорить о преимуществах, то, во‑первых, в методике преподавания иностранных языков принят коммуникативный подход, благодаря которому школьники изучают не только сам язык, но и культуру страны. Знание нескольких иностранных языков и культур значительно обогащает личность. Во‑вторых, в детском и подростковом возрасте намного легче изучать языки, чем в более зрелом возрасте, поэтому жаль упускать такую возможность. В‑третьих, не хотелось бы выглядеть отсталой страной на фоне граждан развитых стран, которые свободно говорят на четырех-пяти языках», — считает доктор филологических наук, директор Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Ольга Мельничук.