Сегодня телемедицина — спасение для жителей отдаленных районов обширной Якутии. О том, как функционирует телемедицинский центр в Якутске, и насколько важно развить эту технологию по всей республике, ЯСИА рассказал начальник телемедицинского центра ГКУ РС(Я) «Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения РС(Я)» Матвей Николаев.
Телемедицина в нашей республике начала развиваться с 1999 года при непосредственной поддержке первого президента Якутии Михаила Николаева. Была создана рабочая группа по развитию направления, председателем которой назначили Матвея Николаева.
Наряду с этим Якутия вошла в проект «Москва – регионы России» и начала проводить телемедицинские видеоконсультации в реальном времени с ведущими научными учреждениями и клиниками в столице страны, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
С 2007 года телемедицина начала внедряться в центральных районных больницах республики в рамках подпрограммы регионального Минздрава. К 2011 году все ЦРБ имели компьютерное и телекоммуникационное оборудование для проведения консультаций с республиканскими больницами.
С 2012 года стала внедряться система телекардиодиагностики в районных больницах. В любом месте, где ловит мобильная связь, есть стационарная телефонная связь или Интернет, этот аппарат может передавать данные в цифровом формате на станцию консультационного центра, где врач-функционалист выполняет описание и отправляет обратно заключение по этой кардиограмме.
«Сейчас каждая ЦРБ имеет по несколько таких аппаратов, их всего 150. Хотя этого, конечно, недостаточно. Населенных пунктов у нас в республике около 600. Нам нужно оснастить хотя бы 430 из них», — сказал Матвей Николаев.
В 2016 году открыли телемедицинский центр в ГКУ РС(Я) «РЦМК МЗ РС(Я)» для оказания экстренной консультативной помощи районным больницам и решения вопросов санитарной эвакуации тяжелых пациентов.
«Мы оснастили палаты интенсивной терапии ЦРБ новым оборудованием для видеоконференц-связи, документальными камерами, с помощью которых врачи из районов могут демонстрировать любую медицинскую информацию, будь это рентген-снимок, кардиограмма или изображение», — отметил начальник центра.
Матвей Николаев описал ЯСИА процесс телемедицинской консультации. Из районных больниц круглосуточно в оперативный отдел РЦМК поступают электронные заявки, которые дежурный врач и фельдшер обрабатывают, связываются с необходимой республиканской больницей, врачами-консультантами и организуют консилиум, в котором участвуют как минимум три стороны: районная больница, республиканское учреждение (РБ-1 и РБ-2, городская клиническая или детская инфекционная больницы) и телемедицинский центр РЦМК.
Консультация в режиме онлайн длится всего 15-30 минут. Документальные камеры, находящиеся прямо в реанимации, передают изображение: лечащий врач показывает и рассказывает обо всем, что происходит с больным. Консультанты «по ту сторону экрана» задают вопросы, рассматривают все данные в режиме реального времени. В некоторых случаях врачи спрашивают пациента о его состоянии. Затем принимают коллегиальное решение, где лечить больного — в районной больнице или перевозить в Якутск. Некоторых транспортируют санавиацией.
«На словах все просто, но на самом деле это очень важная работа, от которой зависят здоровье и жизнь человека», — подчеркнул Николаев.
Как известно, стоимость одного санитарного рейса начинается от миллиона рублей. Когда с помощью дистанционных телемедицинских консультаций проводится лечение по месту жительства пациента, экономятся очень большие деньги — за полтора года цифра достигла около 100 миллионов рублей бюджетных средств.
«В прошлом году у нас выполнены 672 экстренные телеконсультации с ЦРБ, по итогам которых 65 больных было решено лечить в районных больницах, это и дало экономию средств», — уточнил начальник центра.
Матвей Николаев намерен дальше развивать ресурсосберегающую технологию телемедицины, спасающую жизни: «Актуальная задача здравоохранения – развивать телемедицину на уровне участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий по всей республике. Чтобы жители каждого населенного пункта могли консультироваться без промедления и своевременно лечиться».