Персональная выставка якутской художницы Терезы Пачеко-Чавес открылась 16 марта в столице республики. Корреспондент ЯСИА побеседовал с дочерью якутского и бразильского народов и узнал, правда ли, что она закончила курсы сварщика, как южноамериканские родственники реагируют на ее творчество и должен ли творец быть голодным.
С мэтром якутской графики Марией Рахлеевой
Тереза Пачеко–Чавес — художник-график, член Союза художников России с 2007 года. Окончила в 1991 году Якутское художественное училище им П.П. Романова, затем 2004 году — филиал Красноярского художественного института в Якутске по специальности «Художник-график». Постоянный участник различных республиканских, всероссийских и международных выставок. Работала в крупномасштабных проектах с мэрией города Якутска: принимала участие в оформлении столицы к юбилею 380-летия в 2012 году; исполнила авторское новогоднее оформление города в 2013-м. Ее творческие работы находятся в Сахалинском областном художественном музее (диптих «Якутская утварь. Будни. Праздник») и в частных собраниях в России, Англии, Америки и Бразилии.
— Тереза, расскажите о своих бразильских и якутских корнях.
— Мой отец — Фернандо-Мигель Пачеко-Чавес. Он — профессор физики, пианист. Моя мама — солистка якутской оперы 1970-90 годов Варвара Саввина. В советские времена мои родители вместе учились в Ленинградской консерватории. Мама — на оперную певицу, а папа — по классу фортепиано. Там и познакомились.
Все мои предки были необыкновенными людьми. Мой дедушка был генеральным секретарем коммунистической партии Бразилии. В капиталистической стране это, разумеется, было тайной. Бабушка — из богатого семейства, старинного бразильского рода кофейных баронов.
Я родилась в Санкт-Петербурге, но еще с младенчества живу в Якутии. В детстве меня воспитывали дедушка с бабушкой по маминой линии в селе Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Они работали в Саха драматическом театре. Бабушка Татьяна Ларионова была в первом выпуске профессиональных актеров, которые закончили Щукинское училище. Большую часть жизни она была помощником режиссера. Дедушка Виктор Саввин – заслуженный артист театра и кино, народный артист республики. Еще он снимался в двух художественных фильмах латвийского производства – «Клятва Гиппократа» и «Утро долгого дня». На гастроли он всегда возил этот саквояж (фото).
Родители моего приемного папы — Клима Туралысова — тоже были выдающимися деятелями. Георгий Туралысов — первый профессиональный художник республики. Он учился во ВХУТЕМАСе в Москве со знаменитыми «Кукрыниксами». Бабушка Ксения Туралысова была актрисой.
— Бывали ли Вы на родине своего отца?
— Да. Последний раз мы виделись с отцом пять лет назад, когда я приезжала в Бразилию. До этого он побывал в Якутске. Общаемся с ним и другими родственниками (двоюродным братом, двоюродной сестрой и ее мужем), в основном, по Facebook. Мои работы они оценивают, лайки ставят, иногда перепосты делают. Отец просит прислать ему работы, говорит, что есть потенциальные покупатели.
В 80-х годах мы с мамой собирались уехать в Бразилию, но нас не выпустили из страны из-за того, что мой отец был иностранцем. Сейчас мы попадаем под репрессированных.
— В каких стилях выполнены картины, представленные на выставке?
— Это чисто эклектическая выставка. Нет определенной манеры письма или четкого стиля, и графика, и живопись. Мне не хочется останавливаться на каком-то определенном стиле.
В основном, художники пишут бессознательно. Это искусствоведы очень хорошо все по полочкам раскладывают. Пример абсолютно «недумательной» работы — диптих «Психология бессознательного» (фото). Иногда все-таки работаю по конкретной задумке, как, например, было с диптихом «Якутская утварь. Будни. Праздник» (фото).
Есть работы в форме свитков, написанные акрилом (фото). На таких удобно и работать, и транспортировать. На этой стене соединилась Якутия и Бразилия: по бокам – диптих «Сахалыы», а в центре — картина Felicidade (фото).
Всего творений на выставке около 65. Большинство сделано за последний год. Треть работ находится в частных коллекциях. Я раньше не знала, что можно выставлять уже купленные работы.
— Для Вас важен бунт в творчестве?
— Похоже, что да. В последнее время начала замечать, что я очень иронична, в том числе по отношению к себе. Мои автопортреты такие страшненькие. Мне недавно говорят: «Почему ты так рисуешь? Люди же наоборот себя приукрашивают, а ты себя даже хуже изображаешь». Я думаю, что мы не должны быть одинаковыми, ведь у каждого свое восприятие мира, свой космос. Я считаю, что у всех моих работ ужасная энергия. («Я думаю, что она просто сильная», – отмечает присутствующая рядом заведующая выставочным залом НХМ Якутии Варвара Заровняева).
— Был ли у Вас переломный момент в творчестве?
— Нет, у меня все плавно, однако был период, когда я создавала художественные работы по сварке (прим. ред. Тереза – сварщик третьего разряда). Фантазия-то у меня буйная, поэтому, возможно, когда-нибудь и возобновлю работу с малыми формами, но для этого нужны условия – мастерская, сварочный аппарат. Сейчас пока двигаюсь в направлении изобразительного искусства.
Стихотворение известного ведущего НВК «Саха» Владимира Сенюшкина, посвященное открытию персональной выставки Терезы Пачеко-Чавес». Автор взял за основу названия 26 работ художницы.От 2004 года, когда состоялась моя первая персональная выставка, мое творчество не особо отличается. Думаю, что есть небольшой рост, но философия осталась той же. Она — в непосредственности. Видимо, я какой-то наивный художник.
Я хотела быть архитектором или археологом. К этим профессиям у меня была тяга в детстве, а стала неожиданно художником.
— Художник должен быть голодным?
— Да. Он должен мало спать и есть, а то ничего не сотворит. Ему всего должно не хватать. И с условиями должно быть туго!
Я совсем не коммерческий художник. Пишу то, что нравится, а под людей совсем не могу подстраиваться. Если у меня что-то заказывают – вот где рука-то не идет. И
лень, и не получается, не похоже бывает. Мне удобнее, чтобы готовый сразу купили.
— Не задумывались об освоении новой профессии, например, художника-постановщика?
— Я как раз-таки работала художником-постановщиком в фильме «Куот» Константина Барашкова, и поняла, что это не мое. На съемках все происходит достаточно медленно, а я же неугомонная, и не могу целый день сидеть сложа руки. Еще я была художником по костюмам в спектакле по повести Джанни Родари «Чиполлино», который был организован предпринимателем Сарыалом Тихоновым и активистами группы «Отдам даром — приму в дар».
— Мне выделили мастерскую в здании художественного фонда Союза художников Якутии по улице Белинского, 44. Буду преподавать здесь азы изобразительного искусства — композицию, рисунок, живопись. Курсы предназначены для взрослых. Мастерская должна открыться в апреле. Кроме того, в этом же помещении будет проводить занятия для детей художница Айталина Ушницкая.
***
Заведующая Выставочным залом Национального художественного музея Якутии Варвара Заровняева:
«Потомок» — персональная выставка Терезы Пачеко-Чавес, посвященная памяти предков художника. Не бывает простых судеб, и судьба каждого человека интересна и своеобразна. Тереза необычна во многом, в частности, своим происхождением. Дочь двух народов — якутского и бразильского, двух континентов — евроазиатского и южноамериканского. Человек полярных кровей — юга и севера.
Посвящая выставку своим предкам, художник благодарит, чтит и гордится ими, что такие крепкие корни составляют ее древо жизни. Если жива память, люди, о которых мы не забываем, живут вечно. Прародители Терезы были незаурядными людьми, каждый со своей неповторимой историей жизни.
Как у графика, у нее прекрасные сильные работы. В ее творчестве видно смешение кровей. Есть очень близкие и по духу, и по содержанию, и по композиции чисто с якутским духом работы. Есть и эмоциональные, яркие, экспрессивные, иногда и агрессивные работы, в которых и узнаваема Тереза-южная.
На выставке мастером представлены работы разных лет, выполненных в различных стилях. Также экспозицию дополняют раритетные вещи из семейной коллекции автора».
Персональная выставка «Потомок» продлится до 31 марта в выставочном зале Национального художественного музея Якутии (здание Комдрагмета).