Валерий Жондоров: Республика планирует оставаться в группе регионов с высокой долговой устойчивостью

3713

С 2018 года Минфином РФ введен  инструмент регулирования для тех регионов, где общий объем государственного долга составляет свыше 80% собственных доходов бюджета. Такие регионы переводятся на казначейское сопровождение и смогут тратить бюджетные деньги только под контролем Федерального казначейства. На фоне последних решений в отношении регионов в информационном поле появляются  разные оценки и сопоставления, носящие однобокий характер. О финансовых показателях бюджета Якутии — министр финансов республики Валерий Жондоров.  


— Валерий Алексеевич, можно ли делать общие выводы и прогнозы исходя из объемов госдолга ведь финансовые показатели регионов существенно разнятся?

 —Действительно некорректно оценивать регионы только по объему госдолга. Например, среди субъектов ДВФО Якутия по объему долга действительно находится на первом месте, но и доходы бюджета у нашей республики существенно выше, чем у других дальневосточных субъектов РФ. Справедливо оценивать госдолг региона по отношению к налоговым и неналоговым доходам бюджета (собственным доходам), или т.н. долговую нагрузку. Долговая нагрузка Республики на 01 декабря 2017 года составляла 41 % (экономически безопасный уровень  — не выше 50%).

Якутия входит в группу субъектов РФ с высокой долговой устойчивостью, т.е. с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50%  суммы налоговых и неналоговых доходов. В эту группу на конец 2017 года вошли 38 субъектов РФ. По данным Минфина РФ Якутия занимала 28 место по уровню долговой нагрузки среди 83 субъектов РФ, имеющих государственный долг.

Второй год республика включена в группу субъектов с «высоким качеством управления региональными финансами». По итогам мониторинга и оценки качества управления финансами за 2016 год, проводимого Министерством финансов РФ, что является высшей ступенью.

По итогам 2017 года долговая нагрузка составила 46% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета 112,1 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание государственного долга составила 1,2% суммы расходов бюджета, что является одним из самых минимальных показателей среди субъектов РФ.

— Если говорить о дефиците бюджета, то какие здесь есть ограничения?

Якутией проводится постоянный мониторинг соблюдения показателей по долгу. Следует отметить, что в регионе установлены и соблюдаются еще более жесткие предельные показатели долга и расходов на его обслуживания, чем установленные Бюджетным кодексом РФ.

Так по Бюджетному Кодексу РФ показатель отношения дефицита к объему собственных доходов государственного бюджета субъекта РФ не должен превышать 15%. Мы соблюдаем ограничение – не выше 10%. По итогам 2017 года этот показатель составил 8,1%.

По Бюджетному Кодексу РФ показатель долговой нагрузки субъекта РФ не должен превышать 100%. Якутия соблюдает ограничения – не выше 47%. По итогам 2017 года долговая нагрузка составила 46%.

Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах государственного бюджета не должна превышать 15%  от общих расходов бюджета. По итогам исполнения госбюджета республики за 2017 год данный показатель составил 1,2%.

Из чего состоит долговой портфель республики? Кому и на каких условиях должен регион?

На начало текущего года  госдолг республики составил 51,8 млрд. рублей.

Портфель долговых обязательств республики является диверсифицированным: на облигации приходится 32% портфеля, бюджетные кредиты из федерального бюджета под низкую процентную ставку в 0,1% годовых составили 29%, а банковские кредиты – 15%. Доля госгарантий составила 24%.

Следует отметить, что государственные гарантии включаются в общий объем государственного долга, хотя являются условными обязательствами республики, то есть республика погасит обязательства по госгарантиям, только в случае, если само предприятие не сможет погасить свой кредит в 30-дневный срок.

Погашение госдолга распределено незначительными суммами до 2024 года включительно. Профиль долга улучшается за счет размещения в 2017 году 7-летних облигаций госзайма республики с амортизацией долга и привлечения 5-летних бюджетных кредитов из федерального бюджета.

— По сравнению с началом 2017 года долговые обязательства нарастил ряд регионов: Мордовия, Карелия, Кабардино-Балкария, Тамбовская область и наша республика…

— Рост госдолга связан с увеличением дефицита госбюджета 2017 года до суммы 9,08 млрд. рублей. Республикой в 2017 году профинансированы крупные инвестиционные расходы, такие как завершение строительства перинатального центра, строительство других объектов здравоохранения, строительство дошкольных учреждений, объектов социального обеспечения и инфраструктуры, что непосредственно отражается в виде   роста дефицита бюджета, покрытие которого осуществляется в виде заимствований.

В мае прошлого года республика первой из субъектов  вышла на рынок и успешно разместила 7-летний облигационный займ объемом 5 000 млн. рублей по процентной ставке 8,59% годовых. Привлечь средства на выгодных условиях удалось благодаря стабильным финансовым показателям  региона и высокому кредитному рейтингу. На сегодня в  обращении находится пять эмиссий облигационных займов Якутии общим объемом 16 625 млн. рублей. Все выплаты облигациям исполняются своевременно в соответствии с графиками.

В прошлом году регион также привлек два бюджетных кредита из федерального бюджета с процентной ставкой 0,1% годовых для погашения долговых обязательств. Экономия от замещения кредитов кредитных организаций и досрочного погашения таких кредитов составила более 141 млн. рублей только в 2017 году.

В декабре 2017 года получен бюджетный кредит для покрытия дефицита бюджета в размере 1,5 млрд. рублей, который был направлен на финансирование первоочередных расходов бюджета.

— Каков сейчас объем коммерческих кредитов республики?

— Задолженность по кредитам кредитных организаций на 1 января 2018 года составила  7 905 млн. рублей. В течение 2017 года проведено 8 аукционов на оказание финансовых услуг по предоставлению республике кредитов в общей сумме более 4,4 млрд. рублей, из которых привлечено 3,4 млрд. рублей. Сроки действия всех кредитов – 3 года. Неполное привлечение  банковских кредитов связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета в декабре 2017 года. В результате торгов средневзвешенная процентная ставка по всем кредитам была снижена с 9,73% до 8,25 % годовых. Экономия от снижения процентной ставки составила 16,8 млн. рублей в 2017 году и до 198,8 млн. рублей в 3-х летнем периоде.

-Как в дальнейшем будет выглядеть ситуация с госдолгом республики?

Республика планирует и в дальнейшем оставаться в группе субъектов РФ с высокой долговой устойчивостью, то есть с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50%  суммы налоговых и неналоговых доходов. В течение 2018 года долговая нагрузка не превысит 47% собственных доходов. Долг остается на экономически безопасном управляемом уровне. Также Якутия считается первоклассным эмитентом на рынке ценных бумаг России, мы будет стараться оставаться в таком же качестве.

Кредитоспособность и платежеспособность нашей республики находится под постоянным наблюдением трех рейтинговых агентств: международных — Standard&Poorۥs и Fitch Ratings и российского АКРА.

Процедуры пересмотра рейтингов каждое агентство производит два раза в год. В августе 2017 года Standard&Poorۥs подтвердил рейтинг субъекта на уровне «ВВ» В ноябре 2017 года республике Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА) впервые присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне А(RU), прогноз «Стабильный».

Буквально на днях 26 января текущего года  Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» со «Стабильным» прогнозом. Мы рады, что Республике Саха (Якутия) в очередной раз присвоен кредитный рейтингинвестиционного уровня на одном уровне с рейтингом страны — Российской Федерации.

Рейтинговые агентства в пресс-релизах по кредитным рейтингам Республики подтверждают наличие относительно низкого долга Якутии по международным стандартам и сильные бюджетные показатели, что должно способствовать сохранению хороших ключевых показателей кредитоспособности.