Юрий Зайцев о северном завозе: Аврала нет, есть сложности

4423

Плюсовая температура в декабре на Нижней Колыме, много снега, тонкий лед на реках — все это существенно сдвинуло сроки введения автозимников в арктических и северных улусах и, как следствие, завоза грузов. Председатель Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрий Зайцев прокомментировал сложившуюся ситуацию.


Архисложная навигация

— Я бы хотел начать не с зимников, а с навигации, которая вот уже второй год проходит в архисложных условиях. Потому что здесь все взаимосвязано. Последние годы в верховьях Лены — Усть-Куте, Киренске – глубина воды составляла 160-170 см, что считается среднесудоходной, сухогрузы и наливные суда проходили, хоть и с небольшим трудом, при полной загрузке. В прошлом году вода была высотой 130 см, а в этом — 105. Суда простаивали, а если и брали грузы, то лишь половину. Что это значит? Издержки, переплата и срыв сроков поставок. 100 тысяч тонн грузов было отправлено по железной дороге. Но при этих сложностях все запланированные объемы доставили до пунктов назначения, и этого должно было хватить до начала работы автозимников, по которым завозятся остальные грузы.

— В каких числах обычно открываются зимники?

— По-разному. Если в прошлом году в селах Найба и Намы Булунского улуса, например, к середине ноября, то в этом их до сих пор нет. Те, что планировались в середине декабря, передвигаются на начало и середину января. Трагедии не произошло, на местах созданы определенные запасы, но в некоторых населенных пунктах, таких как Кресты Усть-Янского, Намы Булунского, их осталось на семь-восемь дней.

Климат меняется, и сегодня это видно отчетливо. В октябре чрезвычайная ситуация была введена в Абые. В Верхнеколымском районе прошла пурга с ветром до 30 метров в секунду. На несколько часов поселок Зырянка перешел на резервные источники энергопитания. Справились, хотя пришлось много работать на расчистке и вывозе снега, пострадали крыши 21 двухэтажного дома.

В ноябре ЧС вводит Среднеколымский улус, затем Верхоянский. В Черском в декабре температура поднялась до +8 градусов. Какой уж тут зимник. По поручению главы республики созданы четыре рабочие группы и направлены в Абыйский, Нижнеколымский, Среднеколымский и Верхоянский улусы для решения возникших проблем.

В экстренных случаях — поможем

— Как же с завозом? Будут срывы?

— Этой зимой планируем перевезти по автозимникам 707 тысяч тонн грузов. Это уголь, нефтепродукты, бензин, дизтопливо и 5,5 тысячи тонн муки и социально значимых товаров по линии «Якутоптторга». Вопросы сегодня есть лишь по Эвено-Бытантайскому району, но там автозимник уже действует, так что, если потребуется, грузы можно оперативно завезти. До марта должно хватить муки и продуктов питания.

Объемы согласно нормативам формируют главы поселений, согласовывая с районной администрацией. «Якутоптторг» в основном завозит муку для хлебопечения, он является сдерживающим фактором, потому что на их цены ориентируются предприниматели, завозящие муку, сахар и продукты питания для населения.

— А может та же мука закончиться раньше срока?

— В хлебопекарнях прекрасно знают, сколько муки нужно, к тому же больших запасов сделать не получится, потому что по новым регламентам изменился срок ее годности сократился до одного года. А случаи разные бывают. В этом году из с. Сватай Среднеколымского сообщили, что закончилась мука. Начали разбираться. Выяснилось, что поступила коммерческая мука, а местная власть вместо того, чтобы ее реализовывать за деньги, раздала бесплатно под запись. Кто-то успел купить, кто-то нет. Из-за этого весь шум.

Правительство и Госкомитет держат ситуацию с социально значимыми товарами под контролем и готовы помогать в экстренных случаях. Так, согласно поручению главы региона Егора Борисова, вице-премьера Петра Алексеева мы обеспечили шесть авиарейсов для «Якутоптторга» по завозу продуктов, а обратно вывезли мясо из арктических и северных улусов. Там, где ситуация особенно сложная, получили разрешение завозить социально значимые товары вертолетами. Но аврала нет. И я хочу это подчеркнуть. Есть сложности.

— А как с запасами топлива и энергоресурсов?

— Беспокойство есть, они были спланированы до середины января – середины февраля. Надеемся, к тому времени автозимники будут открыты, пока задержка — на две-три недели. Проблема в том, как замерзают реки. В этом году лед ненадежный, потому что замерзал в несколько этапов, перемежаясь с обильными снегопадами. В результате получился рыхлый, тонкий, его даже наморозить нельзя, а значит, и обустроить зимник.

Главное — перебороть привычку

— Какие меры следует предпринять в этих условиях?

— Проверить остатки топлива и продуктов на местах. Такое задание курирующий зампред правительства уже дал главам. Мы рекомендуем ГУП ЖКХ и «Якутскэнерго» эффективно расходовать энергоресурсы. Перейти на жесткий контроль. В перспективе ЖКХ и энергетики должны делать запасы на более длительный срок. Например, от Абыя до Белой Горы каждую осень делают по реке воздушный переход, чтобы запитать, переключить поселок на дизельную станцию. В этом году из-за тонкого льда и отсутствия зимника не получилось, запасы топлива закончились к 10 ноября, пришлось перевозить дизтопливо снегоходами. Появилась необходимость увеличивать емкостные парки, ориентироваться на более поздние сроки. Все относятся к этому с пониманием, главное — перебороть привычку, тем более что сроки навигации не удлиняются.

Особое внимание будем уделять депонации, накоплению и эффективному использованию. На Севере и в Арктике в основном жилой фонд старый и аварийный, его нужно утеплять, как и тепловые сети, модернизировать действующие котельные.

Чтобы рационально использовать энергоресурсы, нужно закрепить нормативы и взять их исполнение на контроль. Иначе мы не напасемся ни топлива, ни угля. Всегда будут перетоп и нехватка.

Надеяться на самолеты и вертолеты, которыми, если потребуется, правительство завезет необходимое за счет республиканского бюджета, не нужно. Не то время. Нет такого бюджета, как три-четыре года назад. Да и объявить чрезвычайную ситуацию не так просто. Требования, законы и подходы ужесточились. К тому же сегодня главы районов и поселений тоже несут определенную долю ответственности. Мы озадачили службы спасения просьбой сопровождать машины с грузом там, где пробиваются автозимники, и на сложных участках.

Природа диктует новые правила

— Зимники – это не только завоз грузов, но и пассажирские перевозки.

— Ни один представитель ГИБДД и ГК ЧС не даст разрешение на перевозки, если зимник не открыт или тоннаж машины выше нормы. Вопрос, как объяснить людям, что с поездками нужно подождать. Я являюсь противником проведения в этих условиях районных, межулусных соревнований. Пока не будет устойчивых автозимников, никаких больших мероприятий! Мы свои рекомендации дали, теперь многое будет зависеть от руководства на местах.

Есть еще одна проблема: люди не предупреждают, уезжая на охоту или рыбалку. А когда случается несчастье, виноватой оказывается власть.

— Хоть маячки вешай.

— А смысл? Они действуют лишь там, где есть интернет. Даже система ГЛОНАСС не будет без него работать.

Но иногда бывают и другие случаи. Есть искатели бивней мамонта, которые понимают, что вывезти найденное не смогут, и оставляют до автозимников. И когда заканчиваются топливо и еда, подают SOS. Родственники бегут в службу спасения.

Приходится поднимать вертолет, это огромные затраты для бюджета. Были случаи лет десять назад, когда они пытались загрузить бивни в спасательный вертолет. Но пограничники и МЧС хорошо отработали. И ничего не сделаешь, приходится лететь за такими искателями, потому что закон — на стороне человека, в какой бы ситуации он ни был, что бы ни искал, мы обязаны его спасти. Хотя этот вертолет мог бы использоваться с большей пользой для общества.

Просто все должны быть более ответственными. Пора. Природа диктует нам новые правила. Будем их учитывать.

Чем опасны аномалии

Начальник отдела эксплуатации Управления автомобильных дорог РС(Я) Семен Сметанин отмечает, что сложные погодные условия нынешней зимой значительно усложнили работу дорожников в арктических и северных улусах республики.

Экстремальная ситуация возникла сразу в двух районах — Среднеколымском и Нижнеколымском, к которым прилегает единственный автозимник «Колыма».

Протяженность автозимника «Арктика» от границы Верхнеколымского до границы Чукотского автономного округа составляет 927 км. В Черском в декабре этого года была зафиксирована самая аномальная в Якутии температура – плюс 8 градусов по Цельсию. Из-за этого сдерживаются трассировка и пробивка трассы, которая попросту не выдерживает тяжелую дорожную технику.

«Сложно сказать, когда на реках лед нарастет для безопасного проезда дорожной техники и груженых автомобилей. Дело в том, что намораживать ледовые переправы протяженностью 10-15 км можно, но автозимник в 240 км — физически невозможно. Будем надеяться, что погодные условия все-таки позволят открыть по нему движение до Нижнеколымского улуса для завоза топлива и других жизненно важных грузов. Автозимники «Амга», «Кобяй», «Алдан» «Умнас», «Анабар», находящиеся в зоне обслуживания ГКУ «Управтодор РС(Я)», открываются в республике с опережением календарного графика. Для пробивки, трассировки и зимнего содержания дорог подрядные организации используют дорожную технику: К-700 с отвалом, К-700 с клином, тяжелый автогрейдер, погрузчики, «КамАЗы», «Урал», вахтовки, гусеничный вездеход, бульдозер, намораживающее устройство ГРАД-2», — сообщил он.