Школьный технопарк Октемского лицея, расположенного в Хангаласском улусе, представляет собой уникальное пространство для реализации инженерно-технических проектов. Заведующая Марина Алексеева рассказала об успехах учащихся, отметила высокий уровень их ответственности и поделилась планами на будущее.
— Как давно был открыт школьный технопарк?
— Четыре года назад, но системная работа началась в октябре 2015-го с приходом нового директора Юрия Семенова. Мне было дано поручение найти самый лучший школьный технопарк в России для обмена опытом, и я выбрала учреждение при Астраханском государственном архитектурно-строительном университете. Мы отправились туда на стажировку, где и заключили договоры о дальнейшем сотрудничестве.
— Насколько далеко вы продвинулись с того времени?
— Сейчас у нас работают четыре лаборатории: 3D-прототипирования, робототехники и искусственного интеллекта, авиамоделирования, а также наноматериалов. Мы широко используем возможностями дистанционного обучения.
Деятельность школьного технопарка Октемского лицея направлена на реализацию опережающей подготовки в области инновационной техники и технологий в рамках реализации республиканского проекта «Школьные технопарки как ресурс инженерного образования».
Наши ученики становятся победителями всероссийских и международных конкурсов. В 2015 году Мария Капитонова заняла второе место на международном конкурсе инженерно-технических проектов STEAM CUP с работой «Многокомпонентная мехатронная система с элементами технического зрения». Это роботизированная рука, способная распознавать жесты. Она может играть в «камень-ножницы-бумага» и выигрывать с вероятностью 70-80%.
В прошлом году Леонид Кондратьев представил проект «Система контроля доступа в защищенное помещение» и занял 2 место в номинации «Творческие проекты» на всероссийском конкурсе. Он придумал дверь на основе спецплаты Arduino. Работа над ней продолжается. Сейчас усилена социальная составляющая — этот проект призван помочь людям с ограниченными возможностями, управление осуществляется с помощью нейрошлема.
Кроме того, ученики Егор Большаков, Алексей Харламьев и Сергей Герасимов стали финалистами II Национального чемпионата Junior Skills в компетенции «Аэрокосмическая инженерия». По направлению 3D-прототипирования воспитанники достигли отличных результатов: девятиклассники Лэйла Михайлова и Августин Киприянов заняли 2 место на первой Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям.
— Какую пользу технопарк приносит школьникам?
— Наша установка такова: раз уж мы отправляем детей в российские вузы, значит обязательно должны обеспечить их практикой. Мы ориентируем ребят на инженерно-технические специальности со школьной семьи. Здесь они разрабатывают свои проекты, причем поощряем именно создание нового, а не слепое копирование чужого. Кроме того, выпускники лицея уже достаточно социализированы перед поступлением в вузы, поэтому легко вливаются в студенческую среду.
— Какие крупные события произошли в жизни технопарка в этом году?
— В январе в технопарке открылось новое направление – разработка компьютерных игр. Изначально обучение проводили наши партнеры — специалисты из Астрахани. Руководителем секции является Евгений Абрамов, он проводит занятия по разработке компьютерных игр на платформе Construct. Наши пятиклассники осваивают программу KODUGameLab. И в этой области нам было бы интересно сотрудничать с компанией Mytona.
В мае в партнерстве с учебно-научно-технологической лабораторией «Графеновые нанотехнологии» Арктического инновационного центра в технопарке открыли лабораторию наноматериалов. Теоретические занятия будут проводиться на базе нашего технопарка, а практические – в этой уникальной лаборатории.
Наши ученики сами заведуют лабораториями и распоряжаются материалами, поэтому у них повышается ответственность, появляется желание развиваться и помогать друг другу.
— В каких конкурсах планируете принять участие?
— Сейчас наши дети готовятся к международному конкурсу видеороликов для школьников Breakthrough Junior Challenge, одними из организаторов которого выступают Facebook и Google. Небольшой видеоролик, объясняющий какую-либо научную концепцию или теорию, необходимо отправить до 10 октября.
10 класс работает над инженерно-техническим проектом с использованием платы INTEL для участия в международном конкурсе. Они представят манипулятор с техническим зрением, который будет полезен в складских помещениях, для работы с опасными объектами. Еще мы готовимся к III национальному чемпионату Junior Skills Hi-Tech в Екатеринбурге и многим другим научным соревнованиям.
— Откуда в детях столько энтузиазма?
— Сами преподавателями «горят» всеми этими проектами, и это передается детям. Мы всегда стараемся найти конкурсы, в ходе которых ребята могут набраться опыта. Также мы мотивируем их, вывешивая стенды с крупными разработками мирового уровня, чтобы не было страха перед работой в крупных корпорациях.
У нас развита волонтерская деятельность: старшеклассники называют себя «креативная команда инженеров будущего» и занимаются техническим обслуживанием аппаратов, подготовкой онлайн-занятий, помогают младшим классам.