«Жизнь в районах»: Феномен таттинского олонхосута Петра Решетникова

5957

Таттинский улус всегда славился яркими олонхосутами. Среди них особенно выделялся Петр Решетников. Феномен Петра Егоровича — в том, что исполняя произведения Олонхо, он не пользовался готовыми текстами, а придумывал их на ходу. Богатый словарный запас, склонность к импровизации и феноменальная память позволяли таттинцу сочинять необычные музыкальные рассказы прямо на глазах слушателей. С его уходом из жизни уникальное направление не должно исчезнуть: по произведениям Решетникова окружающий мир лучше познают не только взрослые, но и малыши из детского сада. О феномене таттинского олонхосута — в проекте «Жизнь в районах».


Еще одна уникальная черта Петра Решетникова в том, что по образованию он был учителем математики и физики. Почти двадцать лет Петр Егорович вел занятия по этим предметам сначала в Жиганской, а потом в родной Черкехской школе.

К сожалению, в 2013 году известного Ийэ-олонхосута (человек, придумывающий текст прямо во время исполнения) не стало, поэтому о своем земляке рассказали те, кто хорошо знал его.

В гостях у якутской сказки

Создалось впечатление, что режиссер Черкехского народного театра имени Петра Толстякова Матрена Яковлева может говорить о своем прославленном земляке часами: «Петр Решетников был стипендиатом ЮНЕСКО, сейчас ему было бы 88 лет. Он с детства слушал, как эпосы Олонхо читали старшие его родственники. Мои внуки ходят в детсад и знают два Олонхо, созданных Решетниковым. Дело в том, что Петр Егорович жил рядом с детским садом, часто бывал у малышей в гостях, учил их якутскому народному творчеству. Сейчас его маленькие ученики радуют всех чтением Олонхо, для них это похоже на путешествие в мир якутской сказки. Ведь известно, что в основе якутских эпосов лежат рассказы о вечной борьбе добра со злом».

Специально для детей Решетников написал четыре произведения Олонхо. Также он стал автором двух текстов на более чем полторы тысячи листов. Не каждый сможет создать такие глобальные рукописи.

Во сколько лет начинать ребенка приобщать к искусству Олонхо? На этот вопрос ответила воспитатель детсада Лидия Собакина: «Как только принимаем малышей в младшую группу, мы начинаем их постепенно знакомить с Олонхо. Благодаря этому они лучше понимают традиции и обычаи своего народа, превращаются в настоящих патриотов своей земли. Заметно, что девочки желают быстрее стать прекрасными Туйаарыма Куо, а мальчики – сильными боотурами. С нашими воспитанниками занимается специальный работник, чаще всего он обращается как раз к творчеству Петра Решетникова. Дети не только учат стихи, но и рисуют героев Олонхо, делают куклы по их подобию, узнают, во что были одеты персонажи якутских сказаний, какой утварью пользовались в хозяйстве. Можно сказать, что от входной двери в детсад до калитки у нас царит атмосфера Олонхо».

Олонхо напомнил пенсионеру о детстве

Команде «Сахамедиа» местный житель Егор Багарытов признался, что его можно назвать сподвижником и продолжателем дела Петра Решетникова. «Я больше тридцати лет играю в народном театре. Специального образования у меня нет, работал трактористом, механиком. Когда Петр Егорович работал в театре, он стал для нас наставником. Я участвовал с ним в нескольких пьесах, он всегда советовал, в каком месте разговора и с какой интонацией произнести ту или иную фразу», — вспоминает артист народного театра.

Кто-то из поклонников искусства удивится, если мы скажем, что Решетников в молодости мало интересовался народным творчеством своих предков. Об этой интересной детали поведал тот же Багарытов: «Интересоваться Олонхо Петр Егорович стал, когда вышел на пенсию. Удивительного в этом мало, ведь оно сидело в его генах, когда-то это должно было случиться. Он не раз рассказывал, что будучи маленьким мальчиком очень любил слушать, как исполняют произведения его дедушка и прадедушка. Те мотивы из детства глубоко засели в его памяти и выплеснулись, когда его виски убелила седина».

Династия Решетниковых. История с продолжением?

Подробности семейной жизни Петра Решетникова нам раскрыла его сноха Варвара Решетникова (была замужем на его старшем сыне Виталие):

– Свекр родился 8 июня 1929 года в алаасе Удаган. С его мамой Евдокией Исаевной я была немного знакома, мне она запомнилась женщиной отлично знавшей историю своего рода и народа саха. Семейный сайылык Решетниковых до сих пор одно из любимых мест нашего отдыха. Петр Егорович до последних дней сажал там картофель, косил сено, ловил рыбу. Все его хозяйство мы сохранили. Его балаган стоит на том же месте, при необходимости мужчины его ремонтируют.

Сама Варвара Федоровна – ветеран образования. Она подтверждает, что Петр Егорович стал читать Олонхо поздно: «Ему тогда было уже 70 лет, еще он исполнял тойук и песни, его часто просили провести обряд алгыс. Свекр был добрым человеком и никому не отказывал, удивительным образом находя время для каждого».

Всего Петр Решетников с супругой Анной Спиридоновной воспитали трех сыновей Виталия, Анатолия, Геннадия и дочь Розалию. Всем им так или иначе передалось творческое наследие отца. К сожалению, на сегодня в живых осталась только Розалия Петровна, но встретится с ней не удалось из-за временного цейтнота.

Петр Егорович не любил, когда пытались узнать точное число его родственников. Поэтому скажем, что у него около двадцати правнуков, пока их нельзя назвать прямыми продолжателями его дела. Они исполняют произведения якутского творчества, участвуют в творческих конкурсах, но настоящими олонхосутами еще не стали. Возможно, живой интерес к эпосу Олонхо у них проявится чуть позже, ведь и их знаменитый дедушка увлекся устным народным творчеством народа саха на восьмом десятке жизни.


Проект «Жизнь в районах» рассказывает о людях, проживающих в улусах нашей республики. Именно они со своими победами и проблемами создают жизнь в районах. Бывает так, что на них просто смотришь и веришь, что Якутия — бескрайняя, и ты сможешь жить, где угодно, ходить то по арктической тундре, то по сухим ареалам аласа и трудиться, развиваться. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Но продолжают жить с любовью к своей малой родине — так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом.