В Усть-Алданском районе нет ни одной дороги федерального значения. Есть только небольшой кусочек республиканской трассы, пролегающий через Мегино-Кангаласский район. Нет и сквозных дорог, поэтому проезжие сюда не попадают. А какая жизнь без дорог?
Борогон больше не пыльный
Усть-Алданский район относится к одним из тех, которых именуют «со сложной транспортной схемой». Здесь восемь наслегов лежат в удаленной и труднодоступной местности. То есть добраться до этих сел без особых проблем можно только по зимнику.
Районный центр Борогонцы не даром упоминают с приставкой «буордаах», что можно перевести с якутского, пожалуй, как «пыльный». Здесь особая почва, похожая на суглинок, которая в летний зной поднимает пыль, а во время дождей растекается жидкой грязью.
Буквально лет пять назад в Борогонцах в осенние дни было ни проехать, ни пройти. А теперь центральная дорога здесь практически забетонирована, ведется ямочный ремонт, а тротуары мостят плиткой собственного производства. Прогресс, однако! И герои этого прогресса — дорожники из ОАО «Дороги Усть-Алдана».
Большая разница
О работе, перспективах и проблемах нам рассказал генеральный директор дорожного предприятия Геннадий Сивцев.
— Я работаю здесь с 2013 года, поэтому всегда сравниваю состояние дорог тогда и сегодня. Когда я пришел в «Дороги Усть-Алдана» заместителем директора, положение было не очень хорошим. Объемы были тяжелые, выполняли работы на 63 миллиона рублей. Сегодня мы имеем контракты на 164 миллионов. Согласитесь, это большая разница!
— Не могу не согласиться, а также не отметить позитивные перемены в районном центре. Помнится, в Борогоне после дождя пройти было невозможно.
— Приятно, когда замечают результаты труда.
— Но наслежные дороги хвалить после такой тряски не очень-то хочется. До некоторых сел мы так и не смогли добраться.
— Вы у нас раньше не бывали. Сегодняшнее состояние мы, усть-алданцы, называем «дорога есть». Мои земляки, думаю, не дадут соврать — межпоселковые дороги стали намного лучше.
— Много у вас людей? Техники?
— Коллектив у нас не такой большой, но молодой и очень деятельный. У нас 47 постоянных работников и 5 сезонных. Спецтехники – 33 единицы. Этими цифрами можем заслуженно гордится, поскольку в последние годы существенно нарастили материально-техническую базу.
— Вы упомянули про объемы выполняемых работ. Если в этом году работ выполнено 164 миллионов, то сколько было в прошлом?
— Могу вспомнить по годам, с тех пор как здесь работаю. Когда я только пришел, нам удалось поднять объемы с 68 миллионов до 114 миллионов. В 2014-м году заключили контракты уже 128 миллионов, в 2015-м – на 110 миллионов, но в прошлом году объемы упали до 94 миллионов. Много потеряли на аукционах. Набрались опыта, поэтому в данном году боролись, можно сказать, яростно за каждый заказ.
— Честность всегда импонирует. Может поговорим о проблемах? Их, наверное, немало.
— Проблем действительно очень много. Одна из основных – большая конкуренция, из-за чего приходится максимально снижать расценки, а, значит, меньше зарабатывать. Но мы можем твердо сказать, что наше предприятие уверенно встало на ноги. У нас нет задолженностей по заработной плате, вовремя перечисляем налоги. Это уже хорошо.
— Вы являетесь акционерным обществом?
— Да. 51% акций предприятия находится в частных руках, а 49% — у республики. Это веление времени. Дорожной отрасли в районе скоро 80 лет, за эти годы предприятие поменяло форму собственности много раз, но основные цели и задачи остаются прежними. Мы строим дороги и поддерживаем пути сообщения внутри района. От состояния дорог зависит очень многое, если не все. Все для своих, родных.
— Расскажите подробнее о социальных задачах, которые вы решаете?
— В Борогоне мы снабжаем теплом 37 жилых домов от котельной. Разумеется, активно участвуем в жизни района, оказываем спонсорскую помощь. Внутри нашего предприятия также много помогаем сотрудникам. К примеру, мы горячо поддерживаем молодых сотрудников: выделяем бесплатные стройматериалы на строительство дома, способствуем в получении усадьбы. Каждый год двое наших работников отдыхают в Белокурихе, поскольку деятельность у нас тяжелая, и за здоровьем надо тщательно следить.
— А обучение?
— Ежегодно обучаем молодых специалистов. Сейчас, к примеру, наш бывший шофер учится на инженера на платной основе. После окончания учебы будет работать по новой специальности. Оплачивая за образование собственных работников, мы вкладываем в будущее нашего предприятия.
— А какая у вас зарплата, если не секрет?
— Неплохая. Средняя зарплата в разгар сезона – 70-80 тысяч рублей.
— Как дела по линии профсоюза?
— Поддерживаем, активно участвуем. Недавно достойно провели спартакиаду для коллег из заречных районов. Победили уже не в первый раз, поскольку коллектив у нас очень сплочённый и молодой. Средний возраст – 40 лет.
— Что построено и построится?
— Сегодня мы работаем над улицей Лугинова, занимаемся ремонтом улиц в Борогоне и Мюрю. А основных направлений три. Первое — 130 километров дороги «Борогон — Танда — Тюлях». Второе – дорога «Борогон – Уус-Кюель» и третье – «Дюпся — Найахи».
— А есть какие-то особенности в вашей работе? То, что отличает от других дорожных предприятий Якутии?
— У нас нет федеральных дорог и то, что из 21 наслегов восемь, а это малая половина, находятся в труднодоступной местности. В нашем улусе две реки – Лена и Алдан. Очень много речек и озер. Хорошо, что на Алдане есть все материалы, к примеру, песок, гранитная смесь, с которыми мы работаем.
— И напоследок, какие у вас планы на ближайшее время?
— Как я сказал, мы существенно обновили материально-техническую базу, закупили новую технику, в том числе бульдозер и экскаватор. Теперь хотим приобрести еще несколько единиц грейдеров. Так можно перечислять долго. Главное, что мы готовы работать и желаем работать во благо своего родного района. Любое развитие и строительство ведется там, где есть дороги. С созданием дорожного фонда жить стало легче. Власти стали больше думать о небольших селах, значит, развитие придет даже в труднодоступные наслеги. В будущее мы смотрим с большим оптимизмом!
Проект «Жизнь в районах» рассказывает о людях, проживающих в улусах нашей республики. Именно они своими победами и проблемами создают жизнь на селе. Смотришь на них и веришь, что Якутия — бескрайняя, и ты сможешь жить, трудиться и развиваться где угодно. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Но они продолжают жить с любовью к своей малой родине — так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом.