Полный зал Малого театра Москвы рукоплескал спектаклю «Тиит»

499

Продолжается юбилейный Евразийский гастрольный тур «Легенды Сахатеатра», посвященный 110-летнему юбилею одного из крупнейших национальных театров России. 12 ноября московскому зрителю труппа Сахатеатра представила кровавую драму «Тиит» («Тит Андроник») Шекспира в постановке ученика аксакала российской режиссерской школы Марка Захарова, молодого, эпатажного режиссера Сергея Потапова.


Администрации Малого театра пришлось передвинуть начало постановки на несколько минут из-за большого наплыва зрителей. Москвичи, увидевшие днем ранее «Желанный берег» Андрея Борисова, еще продолжали его обсуждать, и неспешно занимали свои места в зале. После медитативного спектакля по Айтматову кровавая драма Шекспира, обрамленная в арт-хаус Сергея Потапова, обещала быть действом контрастным.

Полный зал зрителей перед началом спектакля приветствовали директор Саха академического театра им. П. Ойунского, заслуженный артист России и народный артист Якутии Анатолий Николаев, министр культуры и духовного развития республики Владимир Тихонов. «2016 год богат для театров Якутии на юбилейные даты: 125 лет Русскому академическому театру им. А. Пушкина, 25 лет Государственному театру оперы и балета им. Суорун Омоллоона, 110 лет Саха академическому театру. Каждый коллектив встречает их с большим успехом: Русский театр стал победителем сразу в трех номинациях федерального фестиваля «Театральный Олимп», Театр оперы и балета отправился на гастроли по городам России и Прибалтики, Сахатеатр – по братским республикам и странам СНГ. Для нашей республики и культуры Якутии это очень важные и глубоко символичные события», — сказал Владимир Тихонов. Также он представил зрителям режиссера постановки, обладателя Национальной театральной премии «Золотая маска» Сергея Потапова.

Публика в основном состояла из якутян, проживающих в столице, московских любителей театрального искусства, студентов театральных вузов, профессионального сообщества кино, театральных критиков. Так, среди зрителей были замечены известные театральные критики Ольга Егошина, Екатерина Дмитриевская, Елена Покровская, кинокритики Алексей Медведев, Антон Долин, Нина Карпова.

Спектакль «Тиит» шел на якутском языке (перевод Кирилла Семенова), для русскоязычной публики был организован синхронный перевод титрами и через наушники.

Зрительская публика тепло восприняла спектакль. Отмечено, что антракт в спектакле был именно в том самом месте, где была задана интрига сюжета – зал был полным и во второй части вечера. После показа актеров наградили продолжительными овациями и дважды вызывали на поклон, а позже обсуждение между режиссером, критиками, зрителями еще долго продолжалось в фойе театра.

Нелли Ончурова, известный театральный критик: «В эти дни у меня появилась хорошая возможность – сравнить столичный и национальный театры: Петербургский театр им. А. Миронова, приехавший также на гастроли, и Сахатеатр. В принципе, театрального критика потрясти чем-нибудь трудно, но якуты меня сегодня удивили. Я потрясена до глубины души, до самых сокровенных струн шекспировской мощью и редчайшим качеством режиссуры – второе очень важно для современной театральной России и сверхактуально. Когда нам вчера сказали, что постановка новаторская, я тихо содрогнулась: мы сейчас столько видим этих новаторских постановок, что это часто вызывает оторопь. Хвала и честь режиссеру, несмотря на то, что он не сильно опытен – для режиссера 41 год — это конец юности и начало расцвета. Да, он говорил об ужасе, мерзости, жестокостях, но это было не оскорбительно, без любования этим: был дан намек, зритель все понимал, и дальше действие продолжалось, мысль шла. Все время превалировало содержание – вот в чем ценность вашего спектакля. Я бы артистов якутского театра определила бы как «холодный кипяток»: внешне, казалось бы, абсолютная непроницаемость, сдержанность, а внутри такой кипяток, что палец не опустишь. В общем, сегодня я увидела очень органичный спектакль, которых у нас в стране очень мало».

Антон Долин, известный кинокритик, обозреватель Первого канала: «Я ранее видел фильмы Сергея Потапова, читал про этот спектакль, изучал фотографии с показов, так что, довольно хорошо подготовился. Очень здорово, что редкая пьеса Шекспира именно таким образом воплощена. Именно здесь, мне кажется, заложен весь зародыш шекспировской драматургии. Отлично преподнесено это и визуально, и постановочно, некоторые актерские работы – выдающиеся, в частности, отметил бы Романа Дорофеева. Это один из тех самых спектаклей, который заслуживает быть чаще показанным за пределами Якутии, чтобы ездить по России и миру. Уверен, что он будет повсюду встречать понимание и любовь. Еще было бы неплохо снять фильм на основе этого спектакля». Позже на своей странице в социальной сети Антон Долин написал: «…Кровавый псевдоэтнический гранд-гиньоль с отрезанными руками-ногами и костюмами в виде стогов сена — впечатляющая абсурдистская медитация о порочной природе власти и мести. Жаль, показали единственный раз, теперь всем пропустившим придется лететь в Якутск. Якутия — место силы, говорю в который раз».

Второй спектакль Сахатеатра успешно представлен столице. Теперь москвичей ожидает премьера по Брехту – «Мамаша Кураж и ее дети» в постановке Андрея Борисова, главная роль в которой отведена народной артистке России и Якутии Степаниде Борисовой.