«Путешествие длиною в век»: Георгий Белоусов — потомок костореза, «вырезавшего» композицию «Ысыах»

1009

История загадочного экспоната «Ысыах», привезенного из Британского музея в апреле прошлого года, получила неожиданное продолжение. Искусствоведы Национального художественного музея Якутии раскрыли имя автора уникального экспоната, а также представили на круглом столе его потомка, которым оказался известный якутский телеведущий и уроженец села Хамагатта Георгий Белоусов.


«Работа была кропотливая. Я изучала все выставки, в которых Якутская область принимала участие до 1917 года. Важным документом при поиске автора композиции стала расписка, найденная в архиве», — сказала старший научный сотрудник НХМ Ефросинья Ноговицына.

Согласно расписке, в 1866 году косторез Николай Белоусов из села Хамагатта Намского улуса подрядился выполнить из мамонтовой кости композицию, включающую якутский дом с хотоном, мужчину и женщину в юрте, двух коров с телятами, коровницу, урасу, стол у юрты и двух быков. «Все эти вещи должны быть мною установлены на костяной доске. И сверх всего этого обязуюсь сделать из кости всё, что могу заслуживающего внимания и замечательного. За что условился получить от Петрова 25 рублей серебром, в числе коих получу по передаче расписки 15 рублей», — гласит расписка Николая Белоусова.

Директор НХМ Ася Габышева представила участникам круглого стола предполагаемого потомка якутского костореза, Георгия Белоусова, отметив его удивительное внешнее сходство с людьми, изображенными на композиции «Ысыах». «Подбородок, губы, даже глаза и размер бровей – удивительное сходство! Георгий говорит, что вся родовая такая. Примечательно, что он – последний из мужчин рода Белоусовых из Хамагатты», — сказала она.

По словам директора НХМ, представители изобразительного искусства часто изображают лица людей так, что они похожи на их собственные: «Дело в том, что мастера часто копируют свои собственные черты лица при работе над фигурами. То есть, портрет в чем-то похож и на самого художника. Это происходит подсознательно».

Георгий Белоусов поделился своими впечатлениями от этого открытия. «Когда мне позвонили в первый раз и рассказали об этом, я не поверил. Сейчас же меня переполняет совершенно новое чувство. Я практически ничего не знал об истории своего рода. Помню, что сестра дедушки рассказывала о том, что у нас были очень творческие люди в роду. Кроме того, я и сам всегда увлекался искусством. Теперь есть огромный стимул начать «копаться» в истории», — сказал Георгий и поблагодарил авторов проекта «Путешествие длиною в век», коллектив Национального художественного музея Якутии и главного редактора журнала «Далбар хотун» Аиту Шапошникову.