Томторский школьный музей — центр воспитания высоких чувств патриотизма

Деятельность литературно-краеведческого музея - одно из приоритетных направлений Томторской средней школы имени Н.М. Заболоцкого-Чысхаана, составившей программу развития школы. Сегодня Литературно-краеведческий музей Томторской средней школы как центр патриотического, интернационального, духовного воспитания школьников, поисково-исследовательской работы старшеклассников, успешно сотрудничает с музеями и образовательными учреждениями с научными и поисковыми экспедициями в российском масштабе.

317

На Пленарном заседании августовского совещания работников образования республики «Актуальные вопросы развития системы дошкольного образования» Епископ Ленский и Якутский Роман вручил дипломы победителям регионального этапа Всероссийского конкурса работ по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи «Нравственный подвиг учителя». Марии Бояровой в торжественной обстановке был вручен Диплом 1-й степени в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания». Безусловно, достойная награда престижного общероссийского конкурса по достоинству нашла своего героя. Школьный литературно-краеведческий музей ведет огромную по масштабу и значению научно-исследовательскую, поисковую работу со школьниками, которые становятся лауреатами и дипломантами республиканских, российских, международных конкурсов, чтений, фестивалей.

23-й год руководит школьным литературным музеем заслуженный учитель Российской Федерации Мария Боярова. В 1992 году на базе средней школы был организован литературно-краеведческий музей. Основная тематика экспонатов музея – это жизнь и творчество поэтов и писателей — узников лагерей ГУЛАГа, история строительства федеральной дороги «Колыма». Богатейший и уникальный материал о судьбах и творчестве советских писателей и поэтов, отбывавших ссылку в лагерях на территории Оймяконского улуса — Борисе Ручьеве, Андрее Алдан-Семёнове, Варламе Шаламове был собран школьниками и их учителем Марией Бояровой путём переписки с близкими и знакомыми этих писателей и поэтов.

По материалам музея составлена программа курса «Граждановедение». Предмет «Граждановедение» был введен в расписание уроков еще в 2003 году. Книга сельского учителя «Мой край, воспетый музой страдания и любви» о творчестве, литературной биографии бывших узников сталинских лагерей стала учебным пособием томторских школьников. «Низко преклоняем голову перед именами тех русских писателей и поэтов, которые воспели мой край, что дает нам очень многое, острее почувствовать общность судеб наших народов, учит глубоко уважать и ценить историю…», — пишут юные поисковики.

Маленькое село Томтор известно на всю страну тем, что через него проходит знаменитая трасса “Хандыга-Магадан”. Появление здесь первооткрывателей освоения залежей ископаемых, строителей дорог, поселков связано с годами репрессий. Только на территории Оймяконского улуса было более 30 лагерей ГУЛАГа. Не зря местные жители называли свой северный край большим лагерем: “что ни поселок, то лагерь…”.
Сельский учитель, привлекая своих учеников в работу музея, внесла особую лепту в восстановлении литературной биографии бывших узников Колымы, сумела рассказать многим поколениям о жестоких годах репрессий и о людях, которые в нашей, тогда «страшной по паспорту» земле, сумели сохранить свои души «красным солнышком».
— Что меня держит в данное время в школе, — этот маленький кабинет, богатый материалами об истории ГУЛАГа в Оймяконском улусе.

Музей и школа стали для селян понятием неразделимым. Сильно огорчает то обстоятельство, что школа не имеет собственного отдельного здания. Более 20 лет центр воспитания и привития детям высоких чувств патриотизма и гражданственности ютится в маленькой комнатке, где я “прописана” здесь как руководитель кабинета русского языка еще с далеких 70-х годов прошлого века. И всегда несет ответственность за этот музей только школа с ее скудным бюджетом. В данное время директором школы работает моя ученица, бывший поисковик литературного клуба Алена Слепцова. Благодаря ее пониманию по мере своих возможностей и держится литературный краеведческий музей. На самом деле, когда приезжают туристы в наше село, первым делом и в первую очередь после посещения нашего главного сельского краеведческого музея, идут в наш музей. Бывает, что часто многие туристы приезжают адресно именно в музей ГУЛАГа, — отмечает Мария Боярова.

Школьный литературный музей с. Томтор стал визитной карточкой не только села Томтор и всего улуса, но и республики. Известный российский блогер Вит Апакидзе в своем блоге пишет: «Музей вмещает столько, сколько может вместить маленький класс сельской школы. М.П. конечно хочет отдельное помещение — и чтобы обеспечить правильные «музейные» климатические условия, и для того чтобы развивать экспозицию. Тем более что приезжающие иностранцы оставляют в дар экспонаты, достойные отдельной витрины, а не просто уголка школьной парты. Но в отличие от них, государство пока помогать не спешит».

Немецкий журналист Клаус Беднарц подарил музею свою книгу о Сибири под названием «Östlich der Sonne».

В статье, посвященной Томторскому школьному музею, журналист «Новой газеты» (г. Москва) Эльвира Горюхина писала: «В этом безумном мире, школа, единственный бастион, где человечество, несмотря ни на что, продолжает специфически человеческую функцию – передает наработанные веками навыки новому поколению. Чтоб цепь не прервалась…».

Школьный музей успешно реализует однажды поставленную цель — воспитание подлинного гражданина Отечества — патриота, интернационалиста, интеллигента-исследователя. Сегодня Марии Поликарповне адресуются слова благодарности детей, родителей, педагогов, выпускников многих поколений за то, что она сумела пробудить их души изучением жизни и творчества поэтов, писателей, которых связала суровая колымская трасса, наша якутская земля в годы репрессий.