Национальный театр танца поставил спектакль к 65-летию Полины Ивановой

388

Национальный театр танца имени Сергея Зверева-Кыыл Уола представил 21 октября музыкально-хореографический спектакль «Үөдэн түгэҕэ» («Нижний мир») к 65-летию первой женщины–композитора среди народа саха Полины Ивановой.


Создание музыки к крупномасштабному спектаклю «Нижний мир» — один из важных этапов в творческой деятельности Полины Ивановой. Премьера состоялась 23 апреля 2006 года. Тогда спектакль увидел свет благодаря огромной работе дружной постановочной группы – автора либретто и хореографа-постановщика Геннадия Баишева, ассистента хореографа Афанасия Соловьева, художников Марии Ядрихинской и Георгия Решетникова, Саргыланы Ивановой, дирижера-постановщика Николая Петрова. Автором инструментовки, оркестровки является одарённый артист оркестра Афанасий Томский.

21 октября Национальный театр танца возродил на своей сцене полномасштабный спектакль — одно из эпических полотен театра. В этот день с поздравительной речью и рассказом о творческой деятельности Полины Николаевны выступила секретарь Союза композиторов республики Чаянда Скрыбыкина, которая призвала уважаемую публику получить истинное наслаждение от талантливой музыки юбиляра и творчества артистов Театра танца.

Перед зрителями предстали красочные картины из жизни обитателей Нижнего мира и великие подвиги богатыря Бэрт Хара, спасающего из лап коварного Арсан Дуолайа красавицу Айталы Куо. Действие заканчивается освобождением Айталы Куо и установлением справедливой жизни племени Айыы аймаҕа.

Первые исполнители «Нижнего мира» уступили своё место молодым артистам, которые с вдохновением взялись за создание новых образов. Бэрт Хара в исполнении высокого, статного, крепкого Василия Эверстова получился выразительным, мужественным, уверенным в своей победе. Высокие прыжки, широкие движения, выдержанные паузы, уверенное спокойствие к тому лишь подтверждение. Образ прекрасной Айталы Куо создала Ульяна Ядреева. Тонкая, хрупкая красавица не пала духом перед Арсан Дуолаем и чудовищами Нижнего мира, показала сильный нрав, ждала и верила в свое освобождение. Яркая, темпераментная Изабелла Егорова буквально вжилась в образ Ала Буурай эмээхсин. Её танец носит гротескный характер, она королева «Үөдэн түгэҕэ», всеми командует, устраивает пир на весь Нижний мир.

Молодая и талантливая Виолетта Ноговицина добавила в коварную и хитрую роль Кыыс Кыскыйдаана женственность и обольстительность. Она демонстрировала искусство обольщения и соблазна. Сложную партию предводителя Нижнего мира Арсан Дуолайа доверили молодому артисту Сергею Алексееву и не прогадали. Своей энергией, физическими данными, резкими движениями, высоким и баллонистым прыжком он задал темп и настрой нижнего мира. Зрителей поразил танец Скелета в исполнении Максима Степанова, у которого все тело пластичностью и легкостью «ходило ходуном». Трюковые движения и легкие прыжки придали выразительность этому образу.

В этом спектакле впервые приняли участие студенты АГИИК. Также украсили спектакль маленькие артисты – дети самих артистов. На этой доброй традиции выросли несколько поколений. Несомненным стержнем спектакля, как и в предыдущие годы, является Дмитрий Артемьев – многогранный артист, исполняющий роль бессменного олонхосута. На приглашение театра сразу отозвался и наш аксакал Афанасий Соловьев – Сорук Боллур.

Оркестром руководила Анюта Иванова, которая блестяще дирижировала сложнейшую партитуру спектакля, требующую много энергии и темперамента. Прославленный оркестр звучал в этот вечер выразительно и ярко, то экспрессивно, то лирично. Краску Нижнего мира в состав оркестра внесли приглашенные музыканты Александр Кузьмин (тромбон) и Александр Семенов (фагот). Стоит отметить работу художественного руководителя Светланы Бессоновой,  балетмейстеров Людмилы Антипиной, Долааны Федотовой, Юрия Федорова, за короткое время возродивших один из ярких полномасштабных спектаклей.

После спектакля заслуженного деятеля искусств РС(Я), члена Союза композиторов России и Якутии, обладателя Знака отличия республики «Гражданская доблесть», почётного гражданина Нюрбинского улуса Полину Николаевну чествовали директор театра Александр Алексеев, председатель Союза композиторов РС(Я) Кирилл Герасимов.