Изменение Конституции Якутии и государственный образовательный стандарт

324

При обсуждении изменений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) важно понимать значение изменения пункта 4 статьи 22, в котором говорится, что «Республика Саха (Якутия) устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Серьезное общественное внимание к этому вопросу связано с тем, что данное конституционное положение родилось в период становления государственности Якутии.

Конституция республики в 1992 году закрепила ее государственный статус, и в том числе – ее права в сфере образования по развитию национальной школы, обучению и воспитанию на государственном языке саха и родных языках народов Якутии.

В период перестройки советского общества, в конце 80-х годов, одним из актуальных вопросов была смена единой советской школы новой школой, построенной на принципах демократизации, вариативности, плюрализма. В 1986 году в «Учительской газете» был опубликован манифест педагогов-новаторов «Педагогика сотрудничества», в 1988 году – приняты решения Всесоюзного съезда работников народного образования, вызвавшие огромный резонанс в учительской среде. Якутия стала одним из лидеров развития национально-региональных систем образования, утвердив в 1991 году Концепцию обновления и развития национальных школ Якутской-Саха ССР. Аналогичные концепции были приняты и в других республиках.

В результате при принятии в 1992 году Закона РФ «Об образовании» было определено, что Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, соответственно, национально-региональные компоненты относились к компетенции субъектов РФ.

Для якутских школ предлагалось 13 вариантов учебных планов, введено изучение культуры народов Якутии, существенно менялись учебные программы, разрабатывались учебники и пособия.

После долгих обсуждений федеральный компонент государственного образовательного стандарта первого поколения был утвержден приказом Минобрнауки РФ в 2004 году. Субъекты РФ разработали и приняли свои базисные учебные планы. В Базисном учебном плане для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) национально-региональный компонент объединил предметы: «Родной язык», «Родная литература», «Культура народов Республики Саха (Якутия)», «Якутский язык как государственный» в образовательных учреждениях с русским языком обучения.

Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ были изменены понятия и структура государственного образовательного стандарта. Это было сделано для того, чтобы привести федеральный закон «Об образовании» в соответствие со статьей 43 Конституции РФ, в которой говорится, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». Поэтому в закон вместо понятия «государственные образовательные стандарты» введено понятие «федеральный государственный образовательный стандарт».

Вместо двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников, были установлены три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ, к условиям их реализации и к результатам их освоения.

Вместо федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения образовательные программы были разделены на обязательную часть (60%-80%), которая включает родной язык и родную литературу, и часть, формируемую участниками образовательных отношений (20%-40%), в которую включаются не только предметы, но и практика, экскурсии, общественно полезная деятельность.

После принятия данных изменений были разработаны и приняты федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (для начальной школы 6 октября 2009 года, для основной школы 17 декабря 2010 года, для средней ступени 17 мая 2012 года), также разработаны примерные образовательные программы, учебные планы. На основании данных документов образовательные организации самостоятельно разрабатывают свои учебные планы и образовательные программы. Эти стандарты вводятся постепенно. Сейчас по ним обучаются школьники с 1 по 5 класс, остальные продолжают учиться по стандартам первого поколения 2004 года.

Проект конституционного закона, которым вносятся изменения в норму о государственном образовательном стандарте Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), также направлен на приведение ее в соответствие Конституции РФ и федеральным законам. Поскольку республика не может устанавливать стандарты, предлагается ее ответственность за реализацию госстандартов определить словом «гарантировать».

Слова «включающие национально-региональные компоненты» в первом проекте конституционного закона предлагалось заменить на слова «с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей». Однако Конституционная комиссия Якутии под председательством главы республики Е.А.Борисова, рассмотрев проект конституционного закона, представила заключение. В нем предлагается другой вариант.

В целях сохранения в составе государственного образовательного стандарта элементов национального и регионального своеобразия культуры как составных частей содержания и процесса образования, предлагается часть 4 статьи 22 изложить в следующей редакции: «4. Республика Саха (Якутия) гарантирует государственные образовательные стандарты с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Данные изменения:

— соответствуют положению Конституции РФ, согласно которому федеральные государственные образовательные стандарты устанавливает Российская Федерация;

— сохраняют обязательства Республики Саха (Якутия) гарантировать реализацию государственных образовательных стандартов;

— исключают понятие «национально-региональные компоненты» как утратившее силу;

— расширяют возможности реализации национальных, этнокультурных и иных особенностей республики, поскольку понятие «национально-региональный компонент» в старой структуре стандарта носит узкопредметный характер, а слова «национальные, этнокультурные и иные особенности» имеют более широкое толкование, дают возможность охватить весь воспитательный и образовательный процесс, уклад школы, социокультурные условия, в которых она находится.

Мы видим, что из всего перечисления региональных особенностей остались самые важные: «национальные» и «этнокультурные». Понятие «иные» использовано, потому что невозможно сделать исчерпывающий перечень особенностей республики, которые необходимо учитывать в воспитании и образовании детей и молодежи.

По мнению экспертов Института национальных школ Республики Саха (Якутия) и Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, несмотря на то, что понятия «национальный» и «этнокультурный» имеют общее содержание, выражающее культурное своеобразие народов, они не синонимичны. Понятие «национальный» имеет второе значение, такое, как общегосударственный, принадлежащий данной стране, распространяющийся на государство в целом.

Это важно для национальных республик, которые имеют право устанавливать свои государственные языки, систему органов государственной власти, вести собственное законодательство. То есть, понятие «национальный» отражает государственные интересы Республики Саха (Якутия), понятие «этнокультурный» — потребности, связанные с этническим многообразием народов Якутии.

Конкретные механизмы учета национальных и этнокультурных и иных особенностей предусмотрены в республиканском законе «Об образовании в Республике Саха (Якутия)».

Таким образом, предлагаемые изменения части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) позволяют наполнить конкретным содержанием реализацию права на образование с учетом национальных и этнокультурных особенностей и обеспечить развитие общероссийского гражданского самосознания при сохранении разнообразия национальных школ в республике.