Энергетики ответили на вопросы радиослушателей в прямом эфире

356

Как установить электросчетчик? Как заплатить за свет по Интернету? Как провести электричество к новому дому? Ответы на эти и другие актуальные вопросы энергоснабжения прозвучали во время прямого эфира на «СТВ-радио», прошедшего 26 мая с участием энергетиков. На вопросы радиослушателей ответили Владимир Лялигин, начальник Якутского отделения Энергосбыта ПАО «Якутскэнерго», Владимир Булгытов, главный специалист Департамента по технологическому присоединению ПАО «Якутскэнерго» и Асемгуль Тынысова, юрисконсульт Департамента правового обеспечения ПАО «Якутскэнерго».


Публикуем ответы на вопросы, вызывающие наибольший интерес потребителей.

Вопрос: Как установить электросчетчик?

Лялигин: Устанавливать прибор учета может только представитель специализированной организации, имеющей право на проведение подобных работ. Установить счетчик Вы можете через управляющую компанию; прибегнув к услугам электрика, имеющего допуск к подобного вида работам; через Энергосбыт – в этом случае нужно обратиться в Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго»: ул. Ф. Попова, 21.

Следующий шаг – опломбировка счетчика, допуск его в эксплуатацию. Для этого нужно также обратиться в Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго» и подать соответствующую заявку. Специалист Энергосбыта, убедившись, что прибор учета установлен без нарушений, составляет акт технического осмотра и осуществляет опломбировку. Опломбировка счетчиков, устанавливаемых специалистами Энергосбыта, производится при их установке.

Напомню, что в соответствии с федеральным законом «Об энергосбережении, энергетической эффективности…» оснащение приборами учета производится за счет средств собственников жилых помещений.

Вопрос: Куда подавать заявку на замену счетчика?

Лялигин: Чтобы поменять счетчик, Вам необходимо, во-первых, подать заявку для составления акта технического осмотра. Обращаетесь также в Центр обслуживания потребителей: ул. Ф. Попова, 21. Вас запишут на определенную дату. Специалист Энергосбыта произведет браковку старого счетчика и снятие пломб.

Затем Вам нужно установить новый счетчик и вновь обратиться в Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго» для опломбировки и допуска его в эксплуатацию.

Вопрос: Случайно обнаружил, что со счетчика сорвана пломба. Что делать?

Тынысова: Необходимо сразу же сообщить об этом в Энергосбыт. Повреждение контрольной пломбы или самого прибора учета расценивается как безучетное потребление – нарушение установленного порядка учета электроэнергии потребителем, выраженное вмешательством в работу прибора учета. Несоблюдение сроков информирования потребителем поставщика о выходе из строя счетчика, повреждение пломбы являются основанием для составления акта о безучетном потреблении.

На основании акта производится начисление, которое потребитель обязан оплатить.Суммы, надо сказать, достаточно большие. Начисления рассчитываются по максимальной мощности электроприборов с учетом их круглосуточной работы за период с даты предыдущей контрольной проверки у потребителя, но не более 6 месяцев.

Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуем внимательно относиться к приборам учета и своевременно информировать Энергосбыт обо всех нарушениях в их работе.

За справками рекомендуем обращаться в контакт-центр Энергосбыта: 498-498, 8 800-100-22-05.

Вопрос: Что такое технологическое присоединение? И зачем оно нужно?

Булгытов: Технологическое присоединение – это процедура подключения к электрическим сетям сетевой организации. Процедура утверждена федеральным законом «Об электроэнергетике» и регламентирована Правилами технологического присоединения. Правила распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается. Также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Вопрос: Я подал документы на техприсоединение, техусловия я получил, сказали ждать, когда подключат новую линию. В техусловиях прописано, что от линии до моего дома должно быть не более 25 м, но на самом деле расстояние больше. Я снова обратился в Центр обслуживания потребителей, мне сказали, что в таком случае нужно ждать 6 месяцев, а в договоре указан срок в 4 месяца. Как мне быть? Куда обратиться?

Булгытов: Обращайтесь в Департамент по технологическому присоединению ПАО «Якутскэнерго»: ул. Ф. Попова, 6, каб. 406. Либо можно направить письменный запрос в ПАО «Якутскэнерго».

Вопрос: Как дозвониться до справочной Центральных электрических сетей? Управляющая компания говорит о том, что за электроэнергию я должна платить ей, хотя вношу плату в Энергосбыт. Говорят, что у меня есть долг перед УК и предупреждают об отключении света. Как быть в этой ситуации? Имею ли я право на рассрочку, если у меня исполнительный лист?

Тынысова: По первому вопросу: Вы можете позвонить в контакт-центр Энергосбыта ПАО «Якутскэнерго»: 498-498, 8-800-100-22-05.

По второму вопросу. Жилищным законодательством предусмотрены следующие способы управления многоквартирным домом: непосредственный способ, управление управляющей организацией и товарищество собственников жилья. В случае, если домом управляет управляющая компания, то она заключает договор с ресурсоснабжающей организацией. Порядок внесения платы должен быть определен управляющей организацией в договоре управления многоквартирным домом. Поэтому потребителям следует внимательно читать условия договора управления. Если там прописано, что сбором платежей за электроэнергию занимается УК, то потребители должны вносить плату в кассу УК. Если УК заключила агентский договор с «Якутскэнерго» на прием платежей, то коммунальные услуги оплачиваются в кассах Энергосбыта. Что касается заданного радиослушателем вопроса, то случай индивидуальный. Прошу обратиться в Департамент правового обеспечения ПАО «Якутскэнерго»: 21-88-39.

Что касается возможности рассрочки на погашение долга, то, да, потребитель имеет на это право. Соглашение о реструктуризации задолженности заключается независимо от того, есть исполнительный лист или нет. Напомню, что при заключении такого соглашения нужно оплатить первоначальный взнос – 30% от суммы долга. В связи с тем, что бывают разные жизненные ситуации, как правило, «Якутскэнерго» идет навстречу потребителям, не исключен индивидуальный подход. Сумма первоначального взноса может быть в индивидуальном порядке снижена. Хочется отметить, что, заключив соглашение, потребитель должен не только оплачивать задолженность по установленному графику, но и вносить текущие платежи.

Ведущая: Поступил вопрос по ватсапу: планируется ли повышение тарифов с 1 июля?

Лялигин: В соответствии с действующим законодательством, новые тарифы на электроэнергию вступят в действие с 1 июля 2016 года. Тарифы на электроэнергию утверждаются постановлением Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия). С данным постановлением можно также ознакомиться на сайте «Якутскэнерго»: http://yakutskenergo.ru.

Ведущая: По ватсапу поступил вопрос из Ленска. К кому можно обратиться с вопросом о перепадах напряжения?

Лялигин: Рекомендую обратиться в Ленский район электрических сетей (РЭС) – структурное подразделение Западных электрических сетей ПАО «Якутскэнерго». Также можно обратиться в структурное подразделение энергосбытового филиала – Ленский участок Энергосбыта ПАО «Якутскэнерго».

Вопрос: Как зарегистрироваться в личном кабинете?

Лялигин: На сегодня потребителям предоставляется возможность зарегистрироваться в личном кабинете на сайте «Якутскэнерго» двумя способами. Можно зарегистрироваться на сайте – онлайн-регистрация. Для этого нужно ввести свои данные в форму заявки на сайте «Якутскэнерго». При таком способе регистрации будут доступны ограниченные права по управлению счетом: оплата, получение счета-квитанции, изменение настроек.

Получить все права по управлению сервисами личного кабинеты можно, лично обратившись в Энергосбыт. Для этого нужно подойти в любую кассу Энергосбыта с оригиналами и копиями паспорта и правоустанавливающего документа на недвижимость. Если обращается представитель владельца лицевого счета, то требуется также нотариально заверенная доверенность.

Вся информация по правилам регистрации размещена на официальном сайте «Якутскэнерго» http://yakutskenergo.ru. Также с вопросами о работе личного кабинета можно обращаться в контакт-центр Энергосбыта: 498-498, 8 800-100-22-05.

Вопрос: У меня задолженность за электроэнергию. Как насчитываются пени?

Тынысова: В соответствии с жилищным законодательством на образовавшуюся сумму задолженности за потребленные энергоресурсы производится начисление пеней за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга. С 1 января 2016 года со вступлением в силу федерального закона об усилении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов изменился порядок начисления пеней. Начисление пеней гражданам производится с 31-го дня просрочки. С 31-го по 90-й день – в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России, с 91-го дня – размер пени увеличивается до 1/130 ставки рефинансирования. Таким образом, с увеличением периода просрочки оплаты долга возрастает процентная ставка начисления пеней, что ведет к увеличению дополнительных расходов потребителя.

Кроме того, поясняю, что в случае единовременного полного погашения задолженности потребителем, начисление пеней прекращается.

Вопрос: Как подключить электричество к новому дому? Куда обращаться?

Булгытов: Необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям «Якутскэнерго». Заявки принимаются в Центре обслуживания потребителей «Якутскэнерго» по адресу: г. Якутск, ул. Ф. Попова, 21. Формы заявок размещены на сайте «Якутскэнерго»: http://yakutskenergo.ru/.

К заявке необходимо приложить план расположения энергопринимающих устройств; однолинейную схему электрических сетей; перечень и мощность энергопринимающих устройств. Обязательно к заявке должен быть приложен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок или объект капитального строительства. В случае если заявку подает не собственник, обязательно следует предоставить нотариально заверенную доверенность.

Подать заявку также можно по интернету на официальном сайте «Якутскэнерго» через личный кабинет. Данная услуга доступна только заявителям максимальной мощностью до 150 кВт.

Ознакомиться с данным перечнем документов можно на сайте «Якутскэнерго»:http://yakutskenergo.ru/.

Вопрос: Проживаю по Хатынг-Юряхскому шоссе, район 3-й дамбы. У нас слабое напряжение. Связано ли это со строительством ГРЭС-2?

Булгытов: Со строительством ГРЭС-2 это никак не связано. С вопросом о слабом напряжении следует обращаться в сетевое предприятие – Центральные электрические сети. Телефон диспетчерской службы: 005.

Вопрос: Какова процедура подписания договора техприсоединения?

Булгытов: В адрес заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.

Заявитель подписывает договор в течение 30 дней и направляет 1 экземпляр сетевой организации. В случае несогласия с проектом договора заявитель вправе в течение 30 дней направить сетевой организации мотивированный отказ с предложением об изменении проекта договора.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Если заявитель в течение 60 дней не направил подписанный договор либо мотивированный отказ, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

Вопрос: Как погасить задолженность по исполнительному листу?

Тынысова: Если вы готовы погасить задолженность целиком, то самый простой способ – оплатить в кассе Энергосбыта. Есть и другие способы оплаты, в том числе через личный кабинет на сайте «Якутскэнерго»: http://yakutskenergo.ru. Если у вас задолженность по исполнительному листу, который находится в производстве у службы судебных приставов, то можно погасить долг у самих приставов – внести денежные средства в депозит.

Кроме того, у потребителя есть возможность погасить задолженность в рассрочку. Соглашение о реструктуризации заключается независимо от того, есть исполнительный лист или нет.

Вопрос: Хочу продать квартиру. Обязательно ли обращение в Энергосбыт за справкой об отсутствии задолженности?

Лялигин: Да. Получить справку об отсутствии задолженности за электрическую и тепловую энергию, горячее водоснабжение, которые поставляет ПАО «Якутскэнерго», необходимо в любом случае.

Для получения справки нужно, прежде всего, вызвать представителя «Якутскэнерго» для проведения осмотра счетчика и снятия контрольных показаний, проверки полноты и правильности подключения внутриквартирной нагрузки к прибору учета и визуального осмотра счетчика на предмет целостности корпуса, смотрового стекла и наличия пломб на нем. Затем получить акт проверки электросчетчика и, если имеются, оплатить всю задолженность, включая судебные расходы. Заявки на осмотр счетчика принимаются по телефону контакт-центра: 498-498, 8-800-100-22-05.

Особо отмечу, что обязанность вносить плату за коммунальные услуги у нового собственника квартиры возникает лишь с момента регистрации права собственности. То есть с даты выдачи свидетельства о регистрации права собственности. Соответственно, до данной даты за Вами сохраняется обязанность вносить плату за коммунальные услуги, если иное не оговорено соглашением сторон.

Поэтому при продаже дома, квартиры, комнаты рекомендуем в рамках договора купли-продажи недвижимости урегулировать вопрос об оплате коммунальных услуг за период с момента заключения договора до момента выдачи свидетельства о госрегистрации.

Вопрос: Проживаю в деревянном двухэтажном 16-квартирном доме. В последнее время плата за коридорное освещение стала составлять около 280 руб.  Считаю, что это много, так как за электричество по квартире выходит около 500 руб. Почему расходы на ОДН возросли?

Тынысова: Обращайтесь с письменным заявлением в Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго» (ул. Ф. Попова, 21) для организации совместного выезда специалистов Энергосбыта и Вашей управляющей организации на проверку несанкционированных подключений к внутренним сетям дома и правильности работы общедомового прибора учета.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, вкратце и пошагово процесс техприсоединения для частного лица?

Булгытов: Первый шаг – оформить заявку. Формы заявки, повторюсь, размещены на сайте «Якутскэнерго». Приложить необходимые документы (перечень их также приводится на сайте энергокомпании) и подать в Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго» (ул. Ф. Попова, 21). Сетевая организация в течение 15 дней рассмотрит заявку и направит Вам проект договора на техприсоединение, приложением которого являются технические условия. После подписания данного договора каждая из сторон: сетевая организация и заявитель должны выполнить мероприятия, указанные в техусловиях. После выполнения заявитель уведомляет сетевую организацию о выполнении техусловий, соответственно, проводится проверка выполнения техусловий.

Если все мероприятия выполнены, осуществляется фактическая подача мощности. Затем составляются три акта: об осуществлении технологического присоединения; о разграничении эксплуатационной ответственности; о балансовой принадлежности. На этом процедура технологического присоединения заканчивается. Затем необходимо заключить с Энергосбытом договор на энергоснабжение.

Вопрос: За что и сколько придется платить собственнику частного дома при техприсоединении?

Булгытов: Как уже было сказано, после подачи заявки с заявителем заключается договор, после которого он обязан внести плату за технологическое присоединение. Для физических лиц, мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 15 кВт, а также объекты которых находятся от энергообъектов сетевых организаций на расстоянии не более 300 м в городе и не более 500 м – в сельских населенных пунктах, плата за техприсоединение составляет 550 рублей. Если мощность – свыше 15 кВт, и расстояния превышают указанные, то плата производится по ставке. Ставка утверждается Государственным комитетом по ценовой политике – Региональной энергетической комиссией РС(Я). Эта информация также размещена на сайте «Якутскэнерго».

Вопрос: Живем на даче только летом. Платим за свет в Энергосбыте. Нынче обнаружили, что наш счетчик сломан. Что делать?

Лялигин: Сразу же нужно обратиться в Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго». Алгоритм действий такой же, как и при замене счетчика.

Вопрос: Можно ли снять счетчик? Хотим поменять обои, а он мешает

Тынысова: Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., потребитель не вправе: самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Таким образом, Вам необходимо подать заявку на снятие пломбы в Энергосбыт, по окончании ремонта и установки электросчетчика – заявку на опломбировку. Обращаться в Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго» по адресу: ул. Ф. Попова, 21.

Вопрос: Каковы особенности технологического присоединения?

Булгытов: В границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения одно и то же лицо может осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих критериям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, с платой за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550 рублей, не более одного раза в течение 3 лет.

Вопрос: Собираюсь в отпуск уехать за пределы республики. Как не стать должником?

Лялигин: «Якутскэнерго» предоставляет своим клиентам несколько способов оплаты.Прежде всего, это возможность оплаты из любой точки мира через Интернет, в том числе через официальный сайт «Якутскэнерго»: http://yakutskenergo.ru. Оплатить через сайт «Якутскэнерго» можно: без регистрации, а также через личный кабинет. Оплата производится с помощью банковских карт Visa, Maestro и MasterCard. Комиссия не взимается.

Кроме того, можно произвести авансовый платеж. По возвращении из отпуска не забудьте снять показания счетчика, сообщить их в Энергосбыт и таким образом сверить свои расчеты.

Воспользовавшись случаем, пожелаю радиослушателям, всем якутянам хорошего летнего отдыха. И не забывайте вовремя оплачивать коммунальные услуги.