Ежегодный семинар на тему «Обслуживание пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в аэропортах и на воздушных судах» прошел с 22 по 25 января в аэропорту «Якутск».
Семинар провел Сергей Детенышев, эксперт в области обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, принимавший непосредственное участие в разработке соответствующего отраслевого регулирования и иных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты инвалидов.
В ходе семинара по повышению квалификации сотрудники двух самых крупных служб аэропорта «Якутск» по организации пассажирских и грузовых перевозок ознакомились с разными аспектами обслуживания маломобильных пассажиров. В частности, подробно были рассмотрены факторы, оказывающие влияние на безопасность при перевозке маломобильных пассажиров, а также перечень услуг, необходимый маломобильным пассажирам в аэропорту. Особое внимание было уделено созданию безбарьерной среды в аэропорту, совершенствованию технологии обслуживания, развитию коммуникативных навыков персонала, способам предотвращения потребительского терроризма. Наибольший интерес у обучаемых вызвали вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования обслуживания инвалидов и предотвращения конфликтных ситуаций.
Учитывая то, что Сергей Детенышев неоднократно принимал участие в научно-исследовательских работах по подготовке проектов федеральных законов и подзаконных актов, участники семинара смогли получить развернутые ответы не только на вопрос «что нужно делать», но и «почему именно так», что помогает сотрудникам аэропорта принимать правильные решения в нестандартных ситуациях.
По инициативе гендиректора аэропорта «Якутск» Николая Местникова также была организована встреча с участием начальников служб аэропорта и общественников, представляющих интересы маломобильных пассажиров: председателя ЯГО ВОИ Екатерины Емелиной, специалиста-эксперта по безбарьерной среде ЯРО Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Андрея Петрова, председателя правления Республиканской ассоциации инвалидов-студентов и специалистов Пантелеймона Егорова. Был затронут широкий круг вопросов по обеспечению доступности услуг аэропорта и по эффективному взаимодействию аэропорта и общественных объединений инвалидов.
Эксперт Сергей Детенышев отметил, что специализированные группы сопровождения маломобильных пассажиров характерны для крупных аэропортов с большим пассажиропотоком, где ежечасно летают пассажиры с ограниченными возможностями здоровья. В средних или малых аэропортах, где летают 1-2 инвалида в сутки, содержание специальных сотрудников, которые занимаются лишь сопровождением, является избыточной финансовой нагрузкой для аэропорта, выраженной в его тарифах. Поэтому в таких аэропортах обслуживание инвалидов поручается сотрудникам других служб по совмещению. Важно, чтобы в каждой смене грузчиков или агентов на регистрации были специально обученные, компетентные и коммуникабельные работники, в задачи которых входит обслуживание инвалидов. Решение о выборе формата и технологии обслуживания принимает руководство аэропорта, исходя из принципа «разумного приспособления».
Кроме того, эксперт пояснил, что по закону для того, чтобы инвалид получил какую-либо дополнительную услугу, он должен ее запросить. Это касается предоставления спецтранспорта, амбулифта, кресла-коляски, помощи в прохождении регистрации. При этом аэропорту необходимо ориентироваться на пожелания и запросы маломобильного пассажира и быть готовым обеспечить ему доступность всех услуг, предоставляемых пассажирам в аэровокзале. В последние годы все больше пассажиров с ограниченными возможностями здоровья не хотят изолированности от других и желают обслуживаться наравне со всеми. Например, предпочитают ожидать свой рейс не в медпункте или в отдельном зале, а в кафе за чашечкой кофе, посетить магазины.
Со своей стороны, представители общественных организаций инвалидов также прокомментировали деятельность аэропорта по созданию безбарьерной среды. Председатель ЯГО ВОИ Екатерина Емелина рассказала, что уже третий год спортсмены-инвалиды с ПОДА, вылетающие на соревнования за пределы Якутии, пользуются услугами амбулифта при посадке в или высадке из самолета. Она отметила, что сопровождение оказывается во всех аэропортах РФ, что позволяет инвалидам более комфортно осуществлять перелеты. После многочасового перелета им трудно ориентироваться в пространстве огромного терминала, суета и шум мешают сосредоточиться, и помощь специалистов, прошедших обучение по оказанию услуг в передвижении, является очень своевременной и нужной. Она добавила, что оказанная помощь вызывает у всех чувство благодарности.
Александр Прокопьев, главный редактор газеты «Эхо столицы», член Общественной палаты Якутии, инвалид I группы (на коляске) также поделился своими впечатлениями о работе главной воздушной гавани Якутии: «У меня бывает несколько авиаперелетов в год, так что, можно сказать, являюсь активным пользователем услуг аэропорта «Якутск»». Он отметил, что аэропорт стал, по сути, первым объектом в городе, полностью доступным и удобным для людей с физическими ограничениями: «Причем достаточно резкий прорыв в организации доступности объекта произошел в последние годы. До этого вспоминаются случаи, когда меня на руках затаскивали в лайнер. Сейчас же, по приезду в аэропорт я уверен, что мне достаточно обратиться в медпункт, где мне оказывают полное содействие в регистрации на рейс, а потом и при посадке в самолет или высадке из него». Александр Прокопьев заявил, что у него есть опыт полетов и обслуживания в крупных аэропортах – в Москве, Лондоне и других, и он считает, что в аэропорту «Якутск» услуги для людей с физическими ограничениями предоставляются на уровне других крупных аэропортов, в том числе даже зарубежных.
По поводу создания комфортных условий для маломобильных пассажиров, начальник эксплуатационно-технического управления аэропорта «Якутск» Сергей Верховец отметил, что аэропорт каждый год совершенствует инфраструктуру в плане обеспечения свободного прохождения всех предполетных и послеполетных процедур. В ближайшей перспективе аэропорт планирует установить контрастную маркировку для слабовидящих.
В завершение встречи стороны договорились продолжить сотрудничество по созданию безбарьерной и комфортной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в международном аэропорту «Якутск», где маломобильным пассажирам по запросу готовы бесплатно предоставить все услуги, предусмотренные Воздушным кодексом.