Правительство утвердило повышение платы за коммунальные услуги в России в 2017 году, следует из распоряжения, опубликованного на сайте правовой информации. Лидером по росту цен станет Москва. На втором месте Санкт-Петербург, на третьем — Якутия с Камчатским краем, где коммунальные услуги в среднем подорожают на 6%.
Данный факт комментирует заместитель председателя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Галина Служаева:
– У нас в республике в связи с особенностями климатических условий, сложной транспортной схемой, низкой плотностью населения размеры экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги очень высокие. Но они совершенно не одинаковы с теми льготными тарифами, которое платит население. В этом году якутяне оплачивают в среднем по республике всего лишь 29,1 % от общего объема затрат на коммунальные услуги, то есть от экономически обоснованных тарифов. И, заметьте, этот процент каждый год снижается.
– Вы говорите, что каждый год процент окупаемости затрат на коммунальные услуги снижается. С чем это связано?
– Поясняю. Согласно федеральному законодательству тарифы на коммунальные услуги должны обеспечить получение предприятием необходимой валовой выручки, те есть проще говоря покрыть его экономически обоснованные затраты на выработку коммунальных ресурсов. А население у нас в республике, еще раз повторюсь, платит по льготным тарифам, а с 2014 года под контролем находится и в целом плата граждан за коммунальные услуги.
Теперь каждому субъекту Российской Федерации ежегодно в ноябре месяце доводится средний индекс по региону на сколько можно будет изменить плату граждан. При этом дается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, потому что изменение по тарифам (на отопление, на горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и канализацию, дрова и уголь) будет не одинаковым. В результате получается, что у жителей рост платежа за коммунальные услуги будет разный в зависимости от степени и видов благоустройства жилья, но в среднем по республике с 1 июля 2017 года он не должен превысить 6%.
При установленном индексе роста платы граждан за коммунальные услуги, окупаемость снизится на 0,4%. То есть рост экономически обоснованных тарифов обгоняет рост льготных тарифов. В следующем году с учетом роста цен на топливо, транспортные услуги и продукцию производственно-технического назначения окупаемость уменьшиться до 28,7%. На оплату разницы экономически обоснованных тарифов ресурсоснабжающих организаций и льготных тарифов для населения в 2016 году потребность в субсидии из республиканского бюджета составляет 21,2 миллиарда рублей. А в следующем году при росте платы граждан за коммунальные услуги на 6%, по прогнозу, субсидии из республиканского бюджета дополнительно увеличатся на полтора миллиарда рублей.
– Когда произойдет изменение тарифов?
— В республике, как и в целом в России, изменения тарифов на коммунальные услуги происходят один раз в год. Я акцентирую на это внимание, потому что в интернете и мессенджерах начали распространять ложную информацию, что перед Новым годом опять будет повышение тарифов. Это неверная информация. Повышения тарифов на комуслуги перед Новым годом не будет. Они у нас изменяются один раз в год. Повышение было 1 июля 2016 года, и теперь следующее изменение будет 1 июля 2017 года. Ни в коем случае не раньше.
– Каким прогнозируется размер платежа в сравнении с другими регионами?
— В целом платеж граждан за жилищно-коммунальные услуги в сравнении с другими субъектами ДФО прогнозируется одним из самых низких после Еврейской автономной области. Дополнительно каждая семья в республике, чьи расходы за услуги ЖКХ превысили 15% от доходов, может обратиться за адресной субсидией в Агентство субсидий. Это более выгодные условия по сравнению с другими регионами. В Российской Федерации право на субсидию имеют семьи, чьи расходы на ЖКХ в доходах составляют 22%.