Конституционный суд РС(Я) проверит Указ президента Якутии о пенсионном обеспечении госслужащих

Конституционный суд Якутии сегодня, 7 октября, приступил к рассмотрению дела о конституционности положений Указа президента Якутии «О назначении пенсий лицам, замещавшим государственные должности». Истцом в слушаниях выступил народный депутат Владимир Федоров.

219

В конституционности Указа народного депутата заставила усомниться история неработающего пенсионера Дмитрия Иванова, который с 1980 по 1983 год замещал должность председателя Анабарского райисполкома Якутской АССР. На тот момент райисполкомы входили в структуру госвласти и указанная должность считалась государственной, но позже, в связи с изменением в чиновничьем табели о рангах, она была приравнена к должности главы администрации улуса постановлением правительства РС(Я) от 30 июня 1999 года.

Должность главы администрации улуса являлась государственной должностью, а значит по выходу на пенсию гражданин Иванов мог претендовать на государственную пенсию по выслуге лет, иначе говоря, на прибавку к пенсии в размере 75% от заработной платы, которую он получал на момент ухода с должности.

В 2010 году вышел Указ главы Якутии, согласно которому устанавливался новый порядок исчисления государственной пенсии по выслуге лет и условия ее индексации. В частности там говорится, что индексация выплаты производится в случае повышения денежного вознаграждения лицам, замещающим государственные должности РС(Я).  В приложении к указу закреплен перечень государственных должностей, предусмотренных ранее действующим законодательством и установлено их соотношение применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу лет.

По мнению гражданина Иванова, упомянутый указ должен распространяться и на него как на лицо, замещавшее государственную должность, в том числе в том, что касается индексации размера выплаты при повышении средней заработной платы лиц, замещающих государственные должности.  Проблема, однако, заключается в том, что должности главы администрации в этом перечне нет, а значит нет возможности соотнести ее с действующими должностями государственной службы.

По иску Иванова к Министерству труда и социального развития было вынесено два судебных решения – Якутский городской суд требование истца отклонил, однако это решение было отменено судом более высокой инстанции, который вынес противоположное решение, в пользу Иванова. При этом никаких разъяснений о том, каким образом должны быть удовлетворены эти требования, не дал.

По мнению депутата Владимира Фёдорова, который направил запрос в Конституционный суд Якутии, ситуация, когда в перечне должностей гражданской службы отсутствуют государственные должности, предусмотренные ранее действующим законодательством, нарушает права на социальное обеспечение гражданина Иванова, а также всех, кто занимал аналогичные должности, и «влечет дискриминационную дифференциацию социального обеспечения лиц, замещавших государственные должности глав администраций улусов РС(Я) и, соответственно, председателей райисполкомов и горисполкомов ЯАССР».

«Принципы правовой справедливости и равенства, с соответствии с которыми осуществляются права гражданина, в том числе право на социальное обеспечение, предполагает правовую определенность, которая дает предсказуемость государственной политики в сфере пенсионного обеспечения. По постановлению суда министерством труда и социального развития Якутии произведен перерасчет размера пенсии Дмитрия Дмитриевича Иванова на соответствующий коэффициент индексации, однако сам размер денежного вознаграждения не соотносится с денежным вознаграждением по государственным должностям в Республике Саха (Якутия) из-за того, что занимаемая им должность исключена из действующего перечня государственных должностей. Конституция гарантирует каждому право на социальное обеспечение, установленное законом и устанавливает равенство всех граждан перед законом. Следовательно, в отношении лиц, замещавших равнозначные категории государственных должностей РС(Я) должны применяться соответствия пенсионному обеспечению в равной мере. Но из-за отсутствия такого равенства, граждане ранее замещавшие аналогичные государственные должности – главы улусов, райисполкомов лишены возможности получать пенсии и выплаты аналогичные ныне существующим равнозначным государственным должностям», — обозначил он свою позицию.

При этом на вопрос о том, какую государственную должность из ныне существующих можно считать эквивалентной должности председателя райисполкома, Фёдоров ответить затруднился.

Тем не менее, депутат считает, что необходимо вернуть в перечень исключенные ранее должности, хотя бы их уважения к людям, представителям сельской интеллигенции, которые в тяжелое время сохраняли хозяйственную структуру республики и фактически формировали фонд трудового опыта. В качестве источника дополнительных выплат он предлагает использовать бюджет республики.

Представитель главы Якутии, руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам Алексей Окороков и представляющий правительство Якутии министр труда и социального развития Александр Дружинин напротив, нарушения конституционных прав и социальной справедливости в этом случае не усматривают и считают, что исключение из соотношения должности главы администрации не ухудшает состояния заявителя, в связи с тем, что ранее установленные для него пенсионные права сохранены в полном объеме.

«Согласно законам РФ, органы исполнительной власти вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки при наличии возможности. Обсуждаемая выплата является мерой дополнительной социальной поддержки и не относится к обязательным видам социального. Она была установлена, она сохранена и выплачивается на данный момент, по ней проводится индексация, то есть все гарантии сохранены», — сказал Окороков.

По его словам, причина того, что должность главы администрации улуса не была включена в новый перечень должностей государственной гражданской службы, заключается в произошедших изменениях в структуре государственных органов власти. В частности, местное самоуправление уже не входит в число органов государственной власти, соответственно и должности руководителей местного самоуправления таковыми не являются. Также, по его словам, в существующем перечне трудно найти должность по трудовым затратам эквивалентную должности председателя райисполкома, которую занимал Иванов.

В ходе заседания были озвучены мнения территориального управления Министерства юстиции РФ и прокуратуры РС(Я). Представители этих ведомств высказались за возвращение в перечень исключенных должностей в целях обеспечения правового равенства.

Конституционный суд Якутии принял к рассмотрению позиции сторон. Решение по делу будет оглашено 16 октября 2015 года. Добавим, что согласно имеющейся у ЯСИА информации, размер пенсии, которую получает с учетом выплаты Дмитрий Иванов составляет чуть больше 35 тысяч рублей. Для сравнения, размер пенсии, которую получает по достижению пенсионного возраста председатель окружного совета составляет 37 тысяч рублей, глава улуса — 42 тысяч рублей, в зависимости от стажа работы и численности населения возглавляемого им улуса.