Торговцам и поставщикам, которые откажутся выполнять рекомендации создаваемого сейчас Российского национального совета потребительского рынка (Совет рынка), могут запретить продавать сигареты и алкоголь, работать в выходные и праздничные дни, возможно, открывать новые гипер- и супермаркеты в городах. Об этом отраслевое сообщество предупредили в Минпромторге.
В министерстве придают большое значение перспективам развития Кодекса добросовестных практик, который, например, помогает сдерживать цены, регулировать наценки. К нему сегодня могут добровольно присоединяться любые торговые сети, предприятия мелкой розницы, поставщики товаров. Однако пока желающих подписаться под обязательствами Кодекса, которые предусматривают и существенные штрафы за их нарушения, не столь велико, как хотелось бы министерству.
Работа над поправками закона о торговле, которая ведется сегодня, похоже, сплотила торговцев всех форматов настолько, что с одобрения Минпромторга они приняли решение о создании Российского национального совета потребительского рынка. Концепция готова. И ее могут принять в течение двух месяцев. Об этом «Российской газете» рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Совет потребительского рынка (по аналогии с Советом рынка по электроэнергетике, в который входит Минэнерго) объединит представителей ретейлеров и производителей с учетом особенностей торговой отрасли. Компании малого, среднего и крупного бизнеса, входящие в Совет рынка, возьмут на себя добровольные обязательства и выполнять общие правила.
Российский закон о торговле — один из самых жестких законов в странах, в которых введено регулирование этой отрасли, отметил Евтухов. По его словам, столь жесткого государственного регулирования отношений торговых предприятий и поставщиков с новыми поправками, по сути, не потребуется. Вместе с тем Совет рынка не будет саморегулируемой организацией (СРО) в чистом виде, а станет некоммерческим объединением его участников.
Проект концепции Российского национального совета потребительского рынка (документ есть в «РГ») предполагает множество новаций. В Совете рынка появятся две палаты — палата розничной торговли и палата производителей и поставщиков.
В регионах в свою очередь будут созданы региональные отделения, объединяющие членов Совета рынка того или иного субъекта Федерации. Споры между членами Совета рынка предлагается разбирать с помощью Национального торгового арбитража. Постоянно действующим коллегиальным органом управления Совета рынка будет правление. Оно состоит из 21 члена. По 9 от каждой палаты и три представителя государства в лице регулятора — Минпромторга.
Минпромторг оставляет за собой право veto на решение правления и любого органа Совета рынка, в том числе на региональном уровне, за исключением Национального торгового арбитража. Для компаний и индивидуальных предпринимателей — членов совета рынка предусмотрена имущественная ответственность, гарантийный фонд. А местные власти обязаны по запросам и под гарантии гильдий Совета рынка предоставлять места для торговцев — киоски, торговые галереи, площадки под ярмарки. Словом, развитие в стране торговли пойдет под неусыпным контролем Совета рынка.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев:
Ограничительные меры, предлагаемые министерством, придется отразить в законе о торговле. Сейчас представители отраслевых союзов активно обсуждают новации. Их цель благая — ликвидировать перекосы между крупным и мелким торговым бизнесом, превратить из антагонистов в партнеров торговцев, поставщиков, крупный бизнес. А это можно сделать с помощью и пряника, и кнута. Впрочем, «кнут» не должен быть чрезмерно жестким. И это тоже еще предстоит обсудить.
«Сам по себе Совет рынка — инициатива в определенной части полезная, прокомментировал «РГ» ситуацию гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков. — Правда, нельзя сказать, что его появление станет какой-то революцией для розничного рынка. Но полезен он в том смысле, что помогает откладывать принятие всевозможных законопроектов, предлагающих резко перекроить нынешний уклад на рынке розничной торговли».
Эксперт убежден, что всевозможные инициативы депутатов по ограничению ретробонусов «окажутся вредны как для ретейлеров, так и для поставщиков и покупателей. Хотя на первый взгляд они кажутся соблазнительными».
Четких критериев будущего Совета рынка пока нет. «Все инициативы, которые появляются сейчас, даже не носят формы законопроектов, — продолжает Федяков. — Во многом, это попытка выяснить, на что готовы будут согласиться его участники. Что касается наличия права вето у Минпромторга, наверно, это правильно. В конце концов, это главный орган, ответственный за торговлю». С другой стороны, говорит эксперт, куда важнее было бы дать региональным властям право принимать участие в обсуждении споров хозяйствующих субъектов. Именно на региональном уровне в российской торговле сосредоточены все основные противоречия.